Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

ИСТОРИЯ • КРАЕВЕДЕНИЕ




Н.Ю. Мальцева,
г. Ярославль


К ВОПРОСУ О ПРОТОТИПЕ СЕЛА КУЗЬМИНСКОЕ

          Немало высказано соображений по поводу того, какое из ярославских сел стало прообразом села Кузьминское, живописно изображенного Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
          А. Попов утверждает, что Некрасов с поразительной точностью рисует ярославское село Путятино, ему возражает К.Ф. Яковлев: «Но «поразительной точности все же нет. Слова Некрасова «пришли на площадь странники» никак не укладываются в представление о Путятине, ибо там некуда идти: и село невелико, и специальной торговой площади да еще со складом винным, харчевней, ресторацией – быть не могло. Картина больше всего напоминает Великое – самое большое в губернии торговое и фабричное село» 1.

Вид на центральную площадь села Вятское
Вид на центральную площадь села Вятское

          Существенное дополнение к вопросу о Кузьминском делает С. Васильев: «Является несомненным, что в описании сельской ярмарки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нашли отражение впечатления Некрасова от ярмарки, которую он видел в Мстере» 2, исследователь указывает на пометки, сделанные Некрасовым в рукописях поэмы, в которых не раз упоминается Мстера.
          Есть еще одна любопытная, на наш взгляд, версия, принадлежащая С.В. Смирнову, который считает, что «некрасовские определения очень напоминают ярославское село Вятское, которое поэт хорошо знал, часто охотился в его окрестностях».
          Приведем несколько аргументов в пользу последней точки зрения. Перечитаем еще раз знакомые строчки и вглядимся в фотографии села Вятское:

          Кузьминское богатое,
          А пуще того грязное
          Торговое село.
          По косогору тянется,
          Потом в овраг спускается,
          А там опять на горочку –
          Как грязи тут не быть?

          Именно таков рельеф местности, на которой расположилось село Вятское. Одна из версий названия села: Вятское – вязкое. Действительно, село находится на глинистых, вязких почвах.

          Две церкви в нем старинные,
          Одна старообрядская,
          Другая православная…
3

Торговый центр села Вятское
Торговый центр села Вятское

          На фотографии, изображающей торговый центр села Вятское, хорошо видны две церкви – Воскресенская, построенная в 1750 году на средства прихожан, и Успенская, построенная в 1780 году «тщанием купца Григория Кубанина» 4, – стоят они на высоких берегах реки Ухтомки, но обе они новообрядские, православные. И все-таки думается, что здесь нет поэтической вольности: слово церковь многозначное, оно обозначает не только здание для богослужения, но и организацию, ведающую религиозной жизнью, общину. В 20 саженях от Воскресенской церкви на улице Урлов посад находился «молитвенный дом старообрядцев – беспоповцев, в котором молящихся собиралось человек по 100» 5.

Молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев
Молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев

          Здание прекрасно сохранилось до наших дней, на фотографии мы видим просторный двухэтажный дом, пять окон по лицу, а чуть поодаль колокольню Воскресенской церкви. Старообрядчество на территории Вятской волости не было однородным по своему составу, существовало несколько толков: поповцы – старообрядцы, приемлющие белокриницкое священство, и беспоповцы, приемлющие браки (весьма немногочисленный толк), и отвергающие браки филипповцы, проповедующие строгий аскетизм и девство. Старообрядцы относились «к православной церкви холодно и неприязненно» 6. Центрами религиозной жизни были молитвенные дома.
          С.В. Смирнов пишет: «Вспомним довольно пространный эпизод «со старообрядкой злющей» и заметим, что Вятское находилось, можно сказать, в самом центре старообрядчества». И это действительно так. Просмотрим данные за 90 лет. Заглянем в «Исповедные росписи» 1814 года, цифры поразят воображение: «В Воскресенской церкви были у исповеди 460 человек, не были за отлучкой 20, за нерачением (нестаранием) 786, за малолетством 170. В Успенской церкви были у исповеди 124 человека, не были за отлучкой 21, за нерачением 135, за старообрядчеством 1466, за замешательством 282 7.
          Встреченный на дороге священник признается странникам:

          В моем приходе числится
          Живущих в православии
          Две трети прихожан.
          А есть такие волости,
          Где сплошь одни раскольники.


          Одним только словом «числится» Некрасов намекает, что приведенная священником цифра не вполне отражает истинное положение вещей. Распространенными стали ситуации, когда раскольники, стараясь избежать репрессий, откупались от местных священников, чтобы те «числили» их православными и не мешали жить по собственным заветам 8.
          По данным «Епархиальных ведомостей» за 1885 год, наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда проживало в приходах Вятских церквей. Картина не изменилась и к 1904 году, хотя численность старообрядцев, согласно официальной статистике, уменьшилась значительно, но по-прежнему в отчетах звучит, что наибольшее количество старообрядцев уезда живет в приходах вятских церквей 9.
          Таким образом, мы видим, что старообрядчество – весьма характерная особенность села Вятское, что и подчеркивается дважды у Некрасова в главе «Сельская ярмарка».
          Вглядимся в фотографию, изображающую торговый центр села. На первом плане мы видим одноэтажное здание, и вспоминаются некрасовские строчки:

          Есть лавки постоянные
          Вподобие уездного
          Гостиного двора…


          За этим зданием торговые ряды. На заднем плане «две церкви… старинные», между ними двухэтажное деревянный дом, выстроенный специально на крестьянской земле и на крестьянские средства, здесь размещались волостное правление и открытое в 1842 году народное училище, кстати, первое в Даниловском уезде 10.
          Еженедельно по четвергам проходили в селе Вятское базары. Названия улиц: Ярославская, Середская, Давыдковская (Давыдково, ныне Толбухино) – указывали на торговые связи села. Именно по этим улицам лежали пути-дороженьки в Ярославль, Середу, Давыдково. В центре села располагалась торговая площадь, где шумела многоликая стоустая базарная толпа. И стекался сюда люд из окрестных деревень и сел.
          Пришли на площадь странники:

          Товару много всякого
          И видимо-невидимо
          Народу! Не потеха ли?
          Кажись, нет ходу крестного,
          А словно пред иконами
          Без шапок мужики.
          Такая уж сторонушка!
          Гляди, куда деваются
          Крестьянские шлыки:
          Помимо склада винного,
          Харчевни, ресторации,
          Десятка штофных лавочек,
          Трех постоялых двориков,
          Да «ренскового погреба»,
          Да пары кабаков,
          Одиннадцать кабачников
          Для праздника поставили
          Палатки на селе.
          При каждой пять подносчиков;
          Подносчики-молодчики,
          Наметанные, дошлые,
          А все им не поспеть,
          Со сдачей не управиться!
11

          Г.В. Краснов полагает: «Масштабы «Сельской ярмонки», ее общая атмосфера, внешний вид выходят за пределы деревенской картины, пусть даже праздничной. Как бы ни было богато Кузьминское, где оказались странники, вряд ли в селе они могли увидеть «ресторации», по-столичному одетых модниц, комедию с настоящей музыкой и другие достопримечательности, городские диковинки, товары, привезенные из разных мест России» 12. Хочется возразить: в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Наиболее значительное из сел уезда – Вятское, имеющее 1000 жителей, 2 православные церкви, 2 богадельни, много каменных домов, мощеные улицы, так что это село может быть названо небольшим городом». Это, во-первых. А во-вторых, по данным Ярославской казенной палаты за 1889 год (именно с этого времени ведется подробный журнал торгово-промышленных предприятий), в селе Вятское был оптовый склад вина, 3 ренских погреба, было также 2 гостиницы, 3 трактира, 2 мучных лабаза, 13 базарных лавок в рядах, шесть лавок в домах. Разумеется, это возникло все не вдруг. Торговля производилась мучным, бакалейным, мануфактурным, галантерейным товаром. В доме Телушкиных в лавке продавали готовое платье и крытые меха. Торговлей заведовал Яков Лаврентьевич Пузырев. Товары привозили из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, так что картина, нарисованная Некрасовым в главе «Сельская ярмонка», вполне вписывается в атмосферу базарного дня в селе Вятское:
          Хмельно, горласто, празднично,
          Пестро, красно кругом!
          Штаны на парнях плисовы,
          Жилетки полосатые,
          Рубахи всех цветов;
          На бабах платья красные,
          У девок косы с лентами,
          Лебедками плывут!
          А есть еще затейницы,
          Одеты по-столичному –
          И ширится, и дуется
          Подол на обручах!
13

Урлов посад. Крестный ход
Урлов посад. Крестный ход

          Фотографии, на которых запечатлен крестный ход в селе Вятское, вполне подтвердят созданные Некрасовым образы и помогут ярче представить базарный день в селе Кузьминское.
          Торговали в Вятском и скотом. «Успехи экономического развития края демонстрировали разнообразные выставки – сельскохозяйственные, промышленные, кустарные, выставки лошадей и крупного рогатого скота. Они регулярно проводились в губернии во второй половине XIX – начале XX века. География выставок весьма широка: Ярославль, Рыбинск, село Вятское и Вахтино Даниловского уезда, Рождествино Мышкинского уезда» 14. Улица, на которой продавали в Вятском лошадей, так и называлась – Конная.

Улица Конная села Вятское
Улица Конная села Вятское

          По конной потолкалися,
          По взгорью, где навалены
          Косули, грабли, бороны,
          Багры, станки тележные,
          Ободья, топоры.
15

          Неудивительно, что на взгорье (а это улицы 1-я и 2-я Набережная, Середская) навалены бороны, багры, ободья, топоры – предметы кузнечного промысла. Ведь именно там находились кузницы Петряевых (из 8 кузниц села 5 принадлежало им) и кузница Котова Петра Михайловича 16.
          Там шла торговля бойкая,
          С божбою, с прибаутками,
          С здоровым, громким хохотом.
          И как не хохотать?
          Мужик какой-то крохотный
          Ходил, ободья пробовал:
          Погнул один – не нравится,
          Погнул другой, потужился,
          А обод как распрямится –
          Щелк по лбу мужика!
17

Улица 1-ая Набережная села Вятское. Одноэтажное здание на переднем плане справа - кузница Петряева.
Улица 1-ая Набережная села Вятское
Одноэтажное здание на переднем плане справа - кузница Петряева

          Обод – обруч, весьма характерный товар для вятского базара, ведь село известно далеко за пределами нашего края как огуречная столица. Процветанию данного промысла способствовали почвы, главным продуктом огородов были огурцы. Бытовала в данных краях пословица: Вятское да Середа – столичные города…
          С.В. Смирнов пишет: «Множество других деталей, место расположения позволяют с уверенностью предположить, что именно это ярославское село имел в виду Некрасов, создавая свое вымышленное Кузьминское» 18.

          Эй! малой! сладкой водочки!
          Наливки! чаю! по?лпива!
          Цимлянского – живей!..
          И море разливанное
          Пойдет, щедрее барского,
          Ребяток угостят 19.
          Эта особенность села запечатлена в частушке:
          Не пойду в Озера замуж,
          Там картошкой заморят,
          Лучше в Вятское за пьяницу,
          Там чаем напоят.


          «Упоминает Некрасов в поэме и окрестности села Вятское. Километрах в трех от него находится деревушка Клин. В Клину услышали странники рассказ Матрены Тимофеевны о своей доле» 20.
          Таким образом, можно с уверенностью говорить, что с фотографической точностью изобразил Некрасов в своей поэме реально существующее село Ярославской губернии Вятское, дав ему вымышленное название Кузьминское, обратим внимание на то, что оба названия оканчиваются на – ское. Кстати сказать, в километрах восьми от Вятского по Давыдковской (Толбухинской) дороге находится деревня Кузьминское.
          Нельзя не согласиться с С.В. Смирновым в том, что «все это заволжская, родная, близкая с детства Н.А. Некрасову сторона, исток многих тем и образов» 21


[1] Яковлев К.Ф. От конкретных фактов к художественному обобщению / О Некрасове: сб. - Ярославль. – 1958.
[2] Васильев С. Н.А. Некрасов во Владимирском крае / Владимир: сб. - Кн.2. – 1952. - С.195.
[3] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 414.
[4] Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. – 1908.
[5] ГАЯО. Ф. 73. Оп.4. Д. 2997. Л. 8. Дело о запечатывании молельни.
[6] Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним. - Ярославль. – 1882.
[7] ГАЯО. Ф. 230. Оп.1. Д. 5502. Л. 5-16.
[8] Грачева И.В. Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / Литература в школе. – 2001. - № 1.
[9] ГАЯО. Ф. 230. Д. 3373. Л.114. Дело о состоянии раскола в Даниловском уезде в 1904 году.
[10] ГАЯО. Ф. 485. Оп. 1. Д. 75. Отчетные ведомости о состоянии школ.
[11] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 415.
[12] Краснов Г.В. «Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / О Некрасове: сб. Ярославль. - 1958. – С. 107.
[13] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 416.
[14] Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен и до конца 20-х гг. XX века. – 2000. - С. 168.
[15] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 416.
[16] ГАЯО. Ф. 100. Оп. 3. Д. 46. Ярославская казенная палата и журнал Генеральной проверки торгово-промышленных предприятий и личных промыслов по Вятской волости Даниловского уезда. - 1889.
[17] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 417.
[18] Смирнов С. Дорога стоголосая. / День Некрасова. – 1989. - 6-8 июл. - № 2.
[19] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: «Худ. литература». - 1971. - С. 418.
[20] Смирнов С. Дорога стоголосая. / День Некрасова. – 1989. - 6-8 июл. - № 2.
[21] Там же.

Назад >>>


 


16 апреля
2022 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо