Работа с респондентами по теме «Первая мировая война». Примерный вопросник
I. Блок. Вопросы «человеку с предметом»
Паспортная часть: ФИО, возраст, основная деятельность
Описание предмета: что это, от кого досталось, при каких обстоятельствах, легенда бытования, впервые представляется или уже приходилось рассказывать/показывать предмет.
Описание сюжета: кто изображен, где, какое время и т.д.
Вопросы к владельцу: какова судьба человека, владевшего предметом, как война повлияла на местоположение семьи (переезды, миграция), отношение к войне и власти (если озвучивалось).
На восприятие войны интервьюируемым:
Какие ассоциации, связанные с этой войной, были у вас в школе, юности, зрелости?
Знаете ли вы, каковы были потери в войне?
Знаете ли вы, как называлась эта война в тот период и позднее? Как вы оцениваете роль ваших близких в той войне?
Выполнение воинского и гражданского долга?
Рассказывали ли вы своим детям о том, что знаете?
II. Блок. Вопросы «человеку с историей»
Паспортная часть (может быть и в завершении).
Прослушивание рассказа.
Уточнение деталей (рабочий блокнот для фиксирование попутных вопросов): по личности (звания, награды, документы, фото и пр.), по эмоциям, легенды, по семье (состав семьи, сословие и пр.), кто передал предмет, как он сохранялся все эти годы и при каких условиях.
На восприятие войны интервьюируемым:
Какие ассоциации, связанные с этой войной, были у вас в школе, юности, зрелости?
Знаете ли вы, каковы были потери в войне?
Знаете ли вы, как называлась эта война в тот период и позднее? Как вы оцениваете роль ваших близких в той войне?
Выполнение воинского и гражданского долга?
Рассказывали ли вы своим детям о том, что знаете?
III. Блок. Вопросы «человеку без истории»
Паспортная часть (можно и в конце).
Кто жив из самых старших членов семьи?
Велика ли была семья?
Кто были по происхождению (крестьяне, рабочие, мещане, дворяне, духовенство, военные, купцы)?
Кто рассказал и при каких обстоятельствах?
Всегда ли жили в одном месте или переезжали и почему? Не связано ли это было с войной?
Не осталось ли что-либо из предметов того периода (фотографии и др. по списку в обращении)?
На восприятие.
Если ничего нет - поблагодарить и пригласить на выставку, а также спросить - нет ли материалов по войне у знакомых.