Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Дата публикации 25.10.2013
Обсудить на Форуме ЯрИРО >>>

Голоса и лица Первой мировой в семейной памяти

Меняющийся музей в меняющемся мире благотворительный фонд B. Потанина Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник









Проблемы и методы сбора и сохранения устной истории

Снова и снова схожу я
B твои глубины, о память ушедших дней,
B глубины, где нахожу я
Смутную жизнь давно отлетевших теней.
Та жизнь меня окликает
Голосом зова, и я покорен ему
Герман Гессе

В своём стихотворении, предваряющей автобиографический очерк «Детство волшебника» известный австро-немецкий писатель Герман Гессе уподобляет процесс воспоминания прошлого схождению в глубины памяти. Память для нас это единственный способ соединения прошедшего и настоящего, единственный инструмент актуализации истории. Самые распространенные в нашей культуре формы организованной работы памяти (воспоминания) — психоанализ, суд и институт исповеди. Но проблемами памяти, занимаются не только эти формы наряду с психологией, но и такая практика фиксации специалистами научно-организованной информации участников или очевидцев событий, как устная история. Устная история это новый инструмент, новое орудие интерпретации прошлого. C помощью устной истории восстанавливаются истории важных социальных событий, трудно реконструируемые по письменным источникам. Последних же становится, со времён печатной машинки, все больше, но значимого в них все меньше.

Первые серьезные исследования начинаются в Америке в 1938 году, когда Алан Невис, специалист по гражданской войне, создает в Колумбийском университете кабинет устной истории. Здесь занимались записью мемуаров людей, сыгравших значительную роль в жизни Америки. B России устная история возникла не как ответвление науки, а как часть литературного процесса, хотя в первые годы Советской власти проводили сбор воспоминаний участников ее установления. Тем, что близко к устной истории занимались писатели, стремившиеся в своем творчестве к фиксации памяти о Великой Отечественной войне, опиравшиеся на свои воспоминания или рассказы живых свидетелей. Темы здесь были разные — судьбы фронтовиков, начало войны, оккупация, блокада, женщины в войне и др. Более привычным этот путь был для этнографов. Однако чем приверженец устной истории отличается от этнографа? Этнограф собирает только то, что касается его темы; приверженца же устной истории отличает желание узнать, как конкретные события жизни страны и общества прокатились по жизненному пути данного человека — носителя не просто ФИО, возраста, социального происхождения, но и семейной истории, вписанной в общий контекст страны. Особое значение жанр записи устных историй приобрел в 80-e годы, когда стало возможным более открыто говорить о репрессиях и ГУЛАГе. Начиная с 1990-x годов, биографические источники предстали неким новым измерением социального опыта, которым ранее в нашей историографии пренебрегали.

Необходимо отметить, что предмет устной истории - историческая память, отличается от истории, как науки. B ней нет строгих делений на периоды. Она сохраняется в сознании той группы, которая ее поддерживает, а забвение событий и фигур связано с исчезновением этой группы. Существует несколько вариантов исторической памяти, связанных с "существование разных групп, с которыми соприкасается человек в течение жизни.

Ученые говорят о двух типах современной исторической памяти — культурной и политической. Первая опирается на наследие, традиции, вторая на институты исторической политики и мемориальные законы. И та и другая зачастую оперирует мифами. Массовое сознание вообще мифологично по своей природе.

Но в 20 веке мифология приняла специфические формы. Доминировать стали политические и идеологические мифы. Мифы могут быть деструктивными, но в положительном контексте героизированные обрезы прошлого служат моделями поведения, основой для исторической памяти (позитивная мифология).

Главная функция коллективной памяти сохранение единства сообщества и его воспроизводство. Даже микросообщества культивируют коллективную память и особенно дорожат свидетельствами своей общности — фотографиями дней рождений, пикников и т.д. Всякая компания имеет свой собственный фольклор, набор историй. Устная история направлена на изучение не элиты, а молчаливого большинства, тех, кто очень редко оставляет после себя письменные свидетельства. Особым жанром устной истории является история семьи. Ее изучение помогает открыть более широкий контекст, понять культуру и мировоззренческие ПОЗИЦИИ.

Основные подходы в устной истории следующие:

Биографический. Здесь изучается происхождение человека или социальной группы, предшествующий жизненный и политический опыт, ставший решающим в формировании облика разных поколений или групп, что произошло после изучаемого периода в последующие годы.

Истории повседневности. Этот подход направлен на выяснение того, как справляясь с повседневными обстоятельствами жизни и труда, люди реагировали на них, а также на социальные и политические изменения, общие условия войны и послевоенного времени.

Смены перспективы. Важным здесь становится сопротивление упрощающим обобщениям. Например, об общей политизированности или наоборот индифферентности в определенный период. Опора делается на выяснение сложных ситуаций, конфликтов, других важных общих черт.

Принципы работы: нет смысла брать интервью у тех, чьи сведения сбивчивы, кто ушел в себя и не желает ими делиться; не стремиться брать интервью у местного начальства или слишком статусных лиц; соблюдать социальную и тендерную сбалансированность.

Лучше проводить интервью в специально отведенном для этого помещении. Если же на дому, то заранее обеспечить спокойную обстановку без посторонних лиц, шумов, звонков. Лучший вариант — интервью один на один. Если же это групповое интервью, то лучше, если группа будет гомогенной. K тем, кого вы хотите проинтервьюировать необходимо обращаться заранее (электронное письмо или звонок по телефону), с тем, чтобы объяснить интерес к адресату, цель проекта, дать свои контакты.

В начале интервью лучше избежать «тревожащих» вопросов. Можно расспросить об обстоятельствах рождения, детстве, любимых играх и т.д., что позволит создать атмосферу доверия. Необходимо проявлять такт, объяснить собственные ощущения. Такая фраза как «помогите мне понять это», может оказаться нужной. Избегайте вопросов «загоняющих в угол», начните с вопросов «почему?», «как?». Это расширяет рамки для рассказчика, дает ему возможность высказаться полнее. При подготовке семейной истории часто используют фотографии и семейные реликвии. Это целесообразно, потому что помогает напрячь память, вспомнить подробности.

B своей работе устный историк использует вопросник. Но это не анкета. Вопросник содержит указания на темы, но ни в коем случае не лишает информанта свободы высказывания по тем вопросам, которые он сочтет нужным затронуть. Вопросник определяет стратегию опрашивания. Иногда заголовки тем записываются на карточки, которые исследователь использует во время интервью. Перед каждым новым вопросом рекомендуется делать десятисекундную паузу. Важно умение формулировать вопросы. Вопросы могут быть следующие: уточняющие (детали, термины), сопровождающий (подхватывание темы), выясняющий (действительно ли то имелось в виду, что было сказано), на сравнение, вопрос-вызов (провокативный). Необходимо также обращать внимание на состояние и настроение собеседника, т.е. учитывать его усталость, скрытность, враждебность, тон голоса, молчание, несогласие.

Следующими этапами в работе устной истории является транскрибирование текстов, их анализ, презентация и хранение. Эти вопросы выходят за рамки настоящего сообщения.

Таким образом, наша задача средствами истории семейного опыта постигнуть значение войны для общества, пережившего его. Поэтому истории- воспоминания потребуют расшифровки, понимания их места в контексте целого: как воспринималась война, какие уроки были из нее извлечены, что удалось переварить, а что осталось в памяти в виде необработанных, непроницаемых кусков, и можно ли обнаружить следы вещей, которые так плохо удавалось переварить, что их вовсе вычеркивали из памяти.

Кербиков Михаил Дмитриевич,
заведующий отделом военной истории,
Ярославский музей-заповедник, к. и. н.

< < < НАЗАД

 


16 апреля
2022 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо