Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВА




16.05.2009

Вечер-откровение "Моя русская многонациональная семья" -
заседание Ярославского историко-родословного общества
в библиотеке им. Ф.М. Достоевского,
посвящённый Международному дню семьи.

Общечеловеческое – через границы языков и национальных различий: на помощь приходят книги.
Обзор – откровение.


Елена Анатольевна Калинина. Сотрудник библиотеки–
филиала № 13 им. Ф.М. Достоевского МУК «ЦБС г. Ярославля».


          Дорогие друзья, мы продолжаем наш разговор о роли чтения в жизни человека.
          Сегодня многие говорят, что наше прошлое непредсказуемо, как мина замедленного действия. «Большой террор», «Голодомор» - эти слова пульсируют тревожными кнопками. Их пытаются отключить, чтобы не мешали «светлому имперскому образу». Но это лишь нагнетает взаимное непонимание и напряжение. Чтобы отвести угрозу, нужны более тонкие и человечные меры – мужество узнать и признать правду, готовность к состраданию, способность понять иную точку зрения. Этому учит ХОРОШАЯ литература. К такой принадлежат и произведения украинской писательницы Марии Матиос.
          В течение 20-ти лет Марию Матиос не оставляет в покое такая тема, как «Человек и его сопротивление времени». В Москве, в правозащитном центре «Мемориал» состоялось представление ее новой книги «Нация». Это первый перевод писательницы на русский язык. В книгу вошли несколько новелл и роман «Даруся сладкая», признанный сегодня на Украине одним из лучших произведений последнего 15-летия.
          Место действия произведения – Западная Украина 1940 – 50-х годов. Времена трагические и противоречивые: советизация и Вторая мировая война, «лесные братья» и «зачистки» НКВД. С жизнью писательницы все это имеет прямую связь. Мария Матиос родилась в Карпатах, на Буковине. Знает свои корни с 1790 года. Не с узконациональных, а с общечеловеческих, гуманистических позиций, Мария размышляет над трагическими страницами истории своего народа. В ее книге граница между добром и злом проходит не по линии принадлежности героя к одной из противоборствующих сторон: те же эмгэбэшники, устанавливающие в Карпатах сталинские порядки, не все негодяи; да и повстанцы – далеко не все святые. Истина раскрывается в отношении людей друг к другу…
          В одном из интервью писательница говорит: «Законы сердца не всегда совпадают с просто законами. И законы чести не всегда соответствуют законам сердца. Жизнь непрерывно испытывает человека – то мировой глобализацией, то бедностью, то повстанческой армией, то птичьим гриппом. Но все это лишь ловушки. Самое главное – как действует человек, попавший в ловушку, какова его траектория движения. Для меня лично добро тождественно понятию «не навреди». По-моему, это изначальная стадия добра.
          Иногда мне кажется: я в своем слове умираю от тоски и печали оттого, что мы не до конца поняты друг другом у себя дома, и за своими пределами. Я стараюсь реставрировать историю не затем, чтобы бередить раны. Наоборот. Я хочу их скорейшего заживления. Но излечение бывает связано с сильнейшим болевым шоком. Я хочу, чтобы мой читатель прошел через этот шок с мыслью, что именно эта невыносимая боль заставит избавиться от тяготения прошлого и застарелых обид».
          Историк Александр Даниэль считает, что книга Мария Матиос – важная реплика в российско-украинском диалоге.

          По сей день многие из нас скучают по пятнадцати союзным республикам. По тому времени, когда можно было в выходные по студенческому билету уехать за 7 рублей в Киев и погулять по Крещатику. Кров всегда готовы были предоставить родители однокурсников. Гостеприимен был Казахстан и Латвия, Грузия и Молдавия, Узбекистан и Литва… Представители всех республик бывшего СССР учились в нашем московском институте культуры, студенткой которого я была с 1981 по 1985 годы. На общежицких плитах царило содружество национальных кухонь: бишбармак, плаценты, галушки, клецки, пельмени…

          После продолжительной эпохи расширения территории в прошедшем столетии Россия дважды попала в крайне драматическую полосу утраты собственных земель. После февральско – октябрьской революции 1917 года отделились Польша, Балтия, Финляндия; части Грузии и Армении были подарены Турции. Сегодня об этом многие забыли, но на памяти всех поколений второй разрыв, произошедший 18 лет назад. Проблема единства, целостности России остается одной из очень важных, требующих новых идей и подходов.
          Хотелось бы вспомнить размышления на эту тему директора Центра по изучению России РУДН, доктора философских наук Игоря Чубайса: «Целостность государства обеспечивает множество факторов: силовая составляющая, экономический компонент, общенациональная идея… Проблему единства хотелось бы рассмотреть еще в одном ракурсе: как влияют на интеграцию государства его национально – территориальное устройство, утверждаемое в нем представление о нации. Существующий у нас тип федеративного устройства не способствует упрочению единства России, он нуждается в изменении и преобразовании.
          Что такое нация? Обратимся к мировому опыту. Сначала посмотрим, что такое нация на современном Востоке. Здесь нациеобразующим фактором является религиозная принадлежность. Всякий мусульманин, будь он гражданином Малайзии, Арабских Эмиратов или Пакистана, воспринимает себя принадлежащим к единой нации и хочет, чтобы также к нему относились все остальные».
          Читая размышления Игоря Чубайса, я вдруг вспомнила «Материалистическую молитву» Риммы Казаковой, ушедшей из земной жизни в 2008 году. Сегодня модно стало ходить в церковь. Былые атеисты с легкостью становятся верующими, не пережив ничего внутри. Поэтому так трепетны строки Риммы Федоровны из ее честного обращения к Богу:

                    «Я, мой боже, не верю в тебя,
                    Хоть ничем твои храмы не рушу.
                    Только горе, истошно трубя,
                    Обращает к тебе мою душу.

                    Я не стану другой, не смирюсь,
                    Но ты слышишь меня почему-то!
                    На каком языке я молюсь
                    Всей своей языческой смутой?

                    На каком языке я прошу,
                    Беззащитность свою постигая?
                    Просто плачу о том, что грешу,
                    И доходит молитва такая».


          В Год 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя вспоминается его пронзительная фраза: «Не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
          Сегодня часто звучит послание, что, в первую очередь, надо полюбить Бога. Гоголь же начинает с любви к России и ближнему, что позволит обрести способность полюбить Всевышнего. Путь к вере – глубокий интимный процесс.

          Дорогие друзья, вернемся к размышлениям Игоря Чубайса. Он предлагает перенестись нам с Востока на Запад: «Посмотрим, что называют нацией в Европе и Америке. Здесь нация является прямой производной от государства. Общность языка и гражданства – вот что определяет национальную принадлежность.
          Термин «нация» имеет в ООН тот же смысл, что и в лексиконе большинства западных государств. Нация – это согражданство.

          Что такое нация в российском опыте? «Откуда есть пошла русская земля?» - вопрошал древний летописец Нестор. Формирование Руси имело свою специфику и отличалось от того, как создавались другие государства. Русь складывало собирание земель. Множество городов, появившихся в домонгольской Руси, стало причиной того, что проходившие через эти края скандинавы назвали нас Гардарики – страной городов. По названию городов назывались и прилегающие к ним территории – Новгородчина, Смоленщина, Московия… Так мы называем свои области и поныне. По-другому действовали, к примеру, немцы. Здесь земли получали название по имени населявшего их племени, отсюда Пруссия, Швабия и др.
          О том, что территориальное начало у нас значимее этнического, говорит и другое важное обстоятельство. Известно, что все национальности в русском языке обозначаются именами существительными – чех, испанец, китаец…, а самих себя у нас называют прилагательным – русский. С чем это связано? Изначально в формировании государства участвовало 14 различных племен – древляне, северяне, поляне, вятичи, кривичи, драговичи, и все они стали называть себя русскими, потому что страна называлась Русью. На Руси живут русские, как на Вологодчине – вологодские.
          Подытоживая, можно сказать, что хотя термин «нация» вошел у нас в обиход, как и у других народов, относительно недавно (а у некоторых, скажем поляков, и сейчас не употребим), появись он на тысячу лет раньше, мы вкладывали бы в его толкование тоже понимание, которое принято сегодня на западе Европы. Нацию формирует государство, во Франции живут французы, а на Руси – русские. Иначе говоря, в основу создания страны было положено очень важное начало – зов родной земли звучит сильнее, чем голос крови. Этот принцип стал особенно действенным после того, как вслед за крещением Киева в 988 году и другие города и территории принимали единую, общую, сплачивающую всех веру. Населявшие Древнюю Русь православные стали называть себя русскими.
          Когда этносы превращаются в нации – начинаются войны, но когда разные нации и этносы создают новую нацию – утверждается мир!
          Наше государство из старейших. Но оно и молодое, ибо умеет меняться и обновляться. Мы должны формировать единую нацию!»

          Дорогие друзья, перечитайте книгу Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Писатель показал, насколько интернациональны дети. В голодные годы войны, маленький чеченец дружил с маленьким русским, деля пополам кусок хлеба и кружку воды. Национальные войны разжигают взрослые люди, в чьих мозгах произошли искажения, наполнилась злобой душа.
          Помните, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Жизнь человека – это не отдельные события, связывающиеся в незакономерную последовательность, а своего рода организм, «биографическое целое». Поступки и события – только звенья цепи, имеющие свою форму, свою одухотворенность и свою индивидуальность… Можно ли выскочить из своей эпохи в своем мировоззрении? Конечно – нет. Всякая попытка вернуться в какое-либо столетие или перескочить далеко вперед, в будущее, - невозможна. Человек живет в своей эпохе, в свои годы, и только в свои. Но это не означает, что он должен слепо следовать за эпохой, за господствующим мировоззрением. Человек обладает свободной волей и обязан выбирать, обязан создавать новое. Он – творческое существо. Если он перестает быть творческим существом и быть устремленным в будущее (свое и своей страны), он перестает быть Человеком. В жизни надо уметь парить над эпохой в эпохе, выбирая те воздушные течения, которые идут снизу вверх, или, в какие-то моменты, скользить по воздуху, не падая…
          В каждом почти человеке совмещаются разные черты. Конечно, одни черты преобладают, другие скрыты, задавлены. Надо уметь разбудить в людях их лучшие качества и не замечать мелкие недостатки».

          Откроем замечательные книги и погрузимся в процесс вдумчивого неторопливого чтения, - какое это огромное счастье! Будем уважать друг друга!

До следующей встречи, с любовью Елена Калинина.


<<< Назад

 


20 мая
2016 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо