Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

ХРОНИКА СОБЫТИЙ




02.2003
Православный журнал «Ярославские епархиальные ведомости»
Александр Пенкин, член Ярославского историко-родословного общества
Александр Поздеевский, правнук А.В.Поздеевского

Поздеевские. История рода


          В последние годы в культурные традиции нашего народа возвращаются, ут-раченное в советское время, стремление узнать и сохранить для потомков историю своей семьи, своего рода. Но мало кто знает с чего начать, где вести поиск, как правильно офор-мить свою родословную.
          В нашей области в 2001 году создано Ярославское отделение историко-родословного общества, объединившее людей разных профессий и разного возраста. Здесь помогут каждому заинтересованному сделать первые шаги по изучению собствен-ной родословной. Те же, кому узки рамки истории своей семьи, занимаются и изучением своего родного края, своей малой Родины.
          При изучении родословной наряду с архивными материалами, литературой, домашними реликвиями, письмами и документами, часто приходится общаться как с род-ными, близкими, так и с незнакомыми людьми. И это бывает самой захватывающей сто-роной исследования, зачастую приводящей к непредсказуемым сюжетным поворотам, но-вым и новым фактам, историям, легендам.
          История любого рода интересна, будь то дворянский, купеческий или кре-стьянский род. Особое место, имеющее высокое духовное значение, занимает изучение родословной священно- и церковнослужителей.
          Большесольская земля (ныне Некрасовский район Ярославской области) знаменита своей богатейшей древней историей, культурными традициями, церковной ар-хитектурой, замечательной природой. Но главной ее ценностью во все времена были, есть и будут –люди. Среди них - известные в стране художники слова и живописцы, скульпто-ры и архитекторы, музыканты и певцы. Об одних написаны научные статьи, книги, вос-поминания. Другие – живы в душах, в памяти народной.
          В августе 2000 года Освященный Юбилейный Архиерейский Собор рус-ской православной церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру от Ярославской епархии и среди них священника церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы посада Большие Соли – Александра Поздеев-ского.
          Александр Викторович Поздеевский – один из представителей замечатель-ного рода, берущего свои корни из села Поздеевского бывшего Нерехтского уезда и свя-занного на протяжении нескольких поколений со служением православной церкви.
          О нем и других представителях этого рода ведется сейчас кропотливая рабо-та по восстановлению родословной. Инициатором ее стал правнук священника А.В.Поздеевского – тоже Александр Поздеевский.
          Род этот тесно связан с Костромской и Ярославской губерниями, границы которых в отечественной истории часто пересекались. А жизнь, служение и начало муче-нического пути священника Александра Викторовича Поздеевского связаны с бывшим Посадом Большие Соли.
          В родословном древе Поздеевских с середины XVIII и до начала ХХ века основная часть рода представлена православным духовенством: пономари, дьяконы, ие-реи, протоиереи, Архиепископ (Феодор Поздеевский). Их жизнь не была материально бо-гата (положение приходского сельского духовенства было сопоставимо с положением за-житочных крестьян и основной массы посадских), но богата духовно.
          Дети священников с малых лет воспитывались в культурной среде. На при-мере родителей учились служению людям и Богу, любви к ближним, заботе об их духов-ных нуждах. Все они имели то или иное духовное образование, многие были музыкально одарены, обладали хорошими голосами.
          За редким исключением, вся их последующая жизнь была примером высо-кой нравственности, духовности, образованности, патриотизма и любви. И тем сложнее им было принять те потрясения, которые принес с собой в Россию октябрь 1917 года.
          Начало борьбы с церковью в Советской России было положено лишением ее прав собственности на землю, а затем и Декретом об отделении Церкви от государства от 20.01.1918 г. На деле это означало лишение духовенства всех гражданских прав.
          Начались гонения и на верующих и на священнослужителей. Церкви закры-вались, имущество их изымалось, а оставшиеся действующими - душили непомерными налогами. Все это вызывало естественное недовольство и населения и служителей церкви. Это стало одним из пунктов предъявленного обвинения и А.В.Поздеевскому.
          Дома священнослужителей подвергались разграблению, семьи раскулачива-ли, репрессировали глав семейств, оставляя детей без средств существования. А сколько безвинно погибло?
          В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председате-ля Синодальной комиссии по канонизации святых говорилось, что никто сейчас не даст точного ответа на вопрос о том, сколько священнослужителей и мирян пострадало в ХХ веке во время гонений за веру.
          Они начались с 1917 года, а своего апогея достигли в 1937-1938 годах. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500.
          Своя доля лишений и тягот досталась детям и родственникам священников. Одни были вынуждены «отказаться» от родителей, от своих фамилий, другие всю жизнь пронесли на себе клеймо «врага народа», не позволявшее им ни получить образование, ни работу, ни устроить личную судьбу. Многие вслед за своими отцами последовали по му-ченическому пути советских концлагерей и ссылок.
          В одном роду Поздеевских на сегодняшний день известно четыре представи-теля, в полной мере претерпевшие страдания и мученически отдавшие жизни за людей, Веру и Бога:
          1. ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - священник церкви во имя Рождества Богородицы посада Большие Соли Ярославской области, осуж-ден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей в октябре 1937 г. Умер в 1940 г. в Темлаге.
          2. ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (АРХИЕПИ-СКОП ФЕОДОР) - настоятель Московского Свято Данилова монастыря, Ректор Мос-ковской Духовной Академии. По родству – племянник Поздеевскому Александру Викто-ровичу. Многократно подвергался арестам и ссылкам. Последний арест в 1937 г. для след-ствия по делу «даниловского братства». Постановлением Тройки УНКВД по Ивановской области от 22.10.1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Ивановской тюрьме 23.10.1937 г.
          3. ПОЗДЕЕВСКИЙ ВИКТОР ИВАНОВИЧ – священник села Но-во-Писцово Вичугского района Ивановской области. По родству – тоже племянник По-здеевскому Александру Викторовичу. 18 октября 1937 г. ему предъявлено обвинение за антисоветскую деятельность и распространение контрреволюционных и провокационных слухов. Заседанием судебной тройки от 22.10.1937 г. был приговорен к расстрелу. Приго-вор приведен в исполнение тоже 23.10.1937 г. в той же Ивановской тюрьме.
          4. ПОЗДЕЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - сын По-здеевского Александра Викторовича, окончивший духовное училище, в последствии - служащий почты села Андреевское Сусанинского района Костромской области. В 1930 году был арестован и осужден на десять лет за контрреволюционную деятельность.

          Поздеевский Александр Викторович

          Александр Викторович Поздеевский родился 18 августа 1868 года в посаде Большие Соли, в семье псаломщика Рождество - Богородицкой церкви.
          Окончив церковно-приходскую школу, он продолжил учебу в Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи.
          Об основных этапах его службы стало известно из Клировых ведомостей Костромской духовной консистории и других архивных документов:

  • В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе.
  • 30 января 1895 года епископом Виссарионом он был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли.
  • Посвящен в стихарь 20 декабря 1898 года.
  • Епископом Иннокентием посвящен во дьякона 4 апреля 1910 г.
  • После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г.

          Сегодня не осталось живых свидетелей событий тех лет, но остались воспо-минания об о. Александре, о его человеческих качествах, характере, складе ума:
          - Это был очень порядочный, добрый и отзывчивый человек. Внешний, строгий образ его соответствовал внутреннему миру. Строгое одеяние, широкая борода, длинные с сединой волосы и очень красивый голос.. все это сразу располагало к себе…
          - …Он был очень добрый, ко всем относился хорошо…, любил в свободное время ловить рыбу
          К 1918 г. относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы со-брать людей для защиты от посягательства властей (Из книги: Новомученики и исповед-ники Ярославской епархии. Ч.2., Ч.3. Романов-Борисоглебск (Тутаев). Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба.- 2000.)
          После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви и запрещения преподавания Закона Божия в школах отец Александр стал учить основам православия в своем храме, снабжая школьников своими книгами.
          Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы Госархива Ярославской области за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру спи-сков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах сре-ди лишенцев.
          После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Ему приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане.
          Но закрытие церкви, где служил о. Александр, не остановило церковные службы. В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Ал-ферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений.
          За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сбо-рищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 г. отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей.
          Александр Викторович никого не обвинял, не ругал – он нес СВОЙ крест. Он прощался так, словно чувствовал, что это их последняя встреча. Так и случилось. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии.
          Читая сегодня дело НКВД по обвинению Александра Поздеевского, удивля-ешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. На тетрадочном листке – справ-ке сельсовета, перечислены «преступления» священника. Ему вменялась антисоветская агитация, поддержка Ярославского восстания 1918 г., участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой в д. Алферово, распространение провокационных слухов о непосильных налогах.
          2 октября 1937 года Александр Викторович был арестован. В тот же день были арестованы в Больших Солях и другие известные люди, среди которых сын священ-ника, учитель В.А.Калинников, иконописец, художник Н.И.Баженов и многие другие.
          Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компро-метирующего на своих прихожан и других служителей церкви.
          Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейско-му мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей свя-щенника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них.
          Что же было изъято у священника посадской церкви, отца семерых детей, – «врага народа и советской власти, члена контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников?»
          В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фото-графиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой и детали об-лачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набед-ренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» - так сотрудник НКВД записал в про-токоле изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из облачения священнослужи-теля.
          В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов ук-лонения от следствия и суда» избрано «содержание под стражей в Ярославской тюрь-ме».
          25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу: Поздеевского А.В. заключить в исправительно-трудовой лагерь на 10 лет, счи-тая срок со 2 октября 1937 г.
          Теперь, когда многое стало известно о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие физические и душевные тяготы и мучения пережил в тюрьме семидесятилетний о.Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора. Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльного пункта 15 марта 1939 года, где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.
          Еще в 1918 г. в словах послания Святейшего Патриарха Тихона звучали та-кие слова о беззакониях, творящихся большевиками:
          «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию по-томства в жизни настоящей - земной…
          А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюб-ленныя чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апо-стола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Римлянам, 8, 35).»
          Слова этого послания, анафематствовавшего большевиков, зовущего на защиту прав Православной Церкви, даже ценою страданий за дело Христово, были в пол-ной мере восприняты и исполнены ценой мученического подвига многими священно-церковнослужителями, и в их числе – представители рода ПОЗДЕЕВСКИХ.
          Им, их предкам и потомкам посвящена наша работа по родословию, ради со-хранения для будущих поколений семейных традиций, памяти рода, преумножения вели-кого духовного наследия, и изучения, как самого себя, так и истории своего края и даже всего человечества, через историю своей семьи, своего рода. Необходимо сохранить се-мейную историю, как составляющую часть истории всеобщей, чтобы наших детей никто не мог назвать «Иванами, родства не помнящими».
          Теперь в календаре новомучеников и исповедников Российских 12/25 октяб-ря отмечен днем памяти Поздеевского Александра, священника, священномученика, Яро-славской епархии, †1940 г.
          С ноября 2001 г. в церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печа-ли» и во вновь открытой церкви Рождества Богородицы поселка Некрасовское, где когда-то служил о. Александр, прихожане имеют возможность поклониться иконе Священному-ченика Александра (Поздеевского).

          День памяти Священномученика Александра (Поздеевского)

          Утром 25 октября 2002 года у церкви во имя Рождества Пресвятой Богоро-дицы в центре поселка Некрасовское было необычно оживленно: то и дело подъезжали машины, подходили местные прихожане. Несмотря на сумрачное утро и первый гололед на дорогах, прибыли гости даже из отдаленного села Андреевского Костромской области, Тутаева и Ярославля.
          Накануне в церкви была отслужена Всенощная. На большом подсвечнике в центре храма горящие свечи освещали храмовую икону во имя Рождества Богородицы и икону Новопрославленного Священномученика Александра Поздеевского. Аналой с иконами был украшен живыми цветами. Весь придел выглядел торжественно и празднично.
          Из-за наступивших холодов служба проходила не в летнем помещении, где так же, как и триста лет назад, сияют живыми красками настенные фрески, рассказываю-щие о Рождестве и житии Пресвятой Богородицы, а в единственном сохранившемся при-деле во имя Святого Тихона Чудотворца Амафунтского. Бывший теплый придел во имя Архангела Михаила, к сожалению, практически полностью разрушен.
          По окончании Всенощной, прихожане расходились не торопясь, переживая в душе праздничную службу и готовясь к ее продолжению на следующий день. Утром со-стоялась праздничная литургия в память священномученика Александра, служившего под этими сводами в конце XIX – начале XX вв. до самого закрытия церкви.
          Приход у церкви сегодня невелик: десятка два жителей поселка, приезжие туристы да отдыхающие из местного санатория, но службы исправно проводит ее настоя-тель отец Владимир.
          Почти восемьдесят лет старинные стены не видели такого количества при-хожан, как в это утро. В небольшое помещение придела трудно было войти, люди стояли даже в притворе храма. Десятки горящих свечей перед иконой Священномученика Алек-сандра и храмовой иконой во имя Рождества Богородицы олицетворяли собой теплоту и любовь человека к Господу, Матери Божией и новоявленному Священномученику.
          В церковь пришли верующие жители поселка, насельники Николо-Бабаевского монастыря, работники Некрасовского музея, районной газеты, тут же внима-тельно вслушивался в службу находящийся на покое Архимандрит Сергий.
          Среди пришедших на праздник прихожан впервые присутствовали и двена-дцать представителей рода Поздеевских, в числе которых внуки священномученика Алек-сандра: Игорь Александрович и Юрий Викторович Поздеевские, Галина Васильевна Су-рова; правнуки Александр Поздеевский и Виктор Крукович с членами своих семей и близкими.
          После водосвятного молебна Благочинный Некрасовского района иерей Ге-оргий (Шубин), с настоятелем Богородицерождественского храма отцом Владимиром в присутствии других священников и насельников Николо-Бабаевского монастыря соборно провели Божественную литургию в день памяти протоиерея Священномученика Алексан-дра Поздеевского и Смоленской иконы Божией Матери.
          После пения тропаря Смоленской иконе Божией Матери прозвучал тропарь священномученику Александру:

                    И нравом причастник,
                    и престолом наместник апостолом быв,
                    деяние обрел еси, Богодухновенне,
                    в видения восход,
                    сего ради слово истины исправляя,
                    веры ради пострадал если даже до крове,
                    священномучениче Александре,
                    моли Христа Бога
                    спастися душам нашим.

          Всем пришедшим в святой храм, по окончании службы, были подарены ос-вященные иконы и житие Новопрославленного Священномученика Александра Поздеев-ского.
          Ярославское телевидение, снявшее небольшой сюжет о Дне памяти, дало возможность узнать о состоявшемся празднике всем жителям области.
          После церковной службы потомки и родные Александра Поздеевского про-должили общение за обеденным столом. Некоторые не виделись никогда ранее и даже не знали о существовании друг друга; другие, проживая в одном городе, встречаются не слишком часто. И вот судьба преподнесла всем такой подарок. Было очень трогательно наблюдать, как близкие по рождению люди, впервые знакомились, восстанавливая утра-ченные родственные связи. На скромной встрече не было длинных и громких речей, но душевная теплота, искренняя радость от пережитого ощущалась каждым.
          Завершением праздника с некоторым чувством грусти и печали стало посе-щение памятных мест бывшего п. Большие Соли: посадского кладбища, Николо-Бабаевского монастыря, деревни Агафоново и деревни Алферово, где в 30-х годах в тай-ном молельном доме служил отец Александр, отлученный советской властью от церкви. Здесь же он был и арестован.
          Уже давно сгорел тот дом, совсем по-другому выглядит и деревня. Но до сих пор в памяти старожилов осталась та страшная картина, когда сотрудники НКВД на конях устроили «охоту» на служителей церкви.
          У одного из гостей праздника возникло предложение установить на месте молельного дома крест в память о безвинно пострадавших священнослужителях и прихо-жан.
          Празднование Дня памяти священномученика Александра, вместе со сбором материалов по родословию Поздеевских и других священнослужителей, освещением их в печати, отражением истории духовенства и церковной архитектуры в местном музее, - может стать одним из звеньев восстановления утраченных православных традиций, исто-рической памяти, духовной культуры поселка
          Живая история посада может сохраниться только при бережном отношении к памяти о живших в ней людях. А Большие Соли во все времена славились многими своими знаменитыми земляками. Среди них свое место занимает и священник церкви Ро-ждества Богородицы Священномученик Александр (Поздеевский).

Назад >>>


 


18 ноября
2017 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо