Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

ИСТОРИЯ • КРАЕВЕДЕНИЕ




Н.Н. Обнорская,
г. Ярославль


СВЯТОЙ ИЗ ЯКОВЛЕВСКОЙ СЛОБОДЫ

          Четыре века назад Россия пережила Смутное время, один из самых драматичных и темных периодов русской истории. Его события определили дальнейшую историю России. Потому так привлекают внимание судьбы людей, игравших тогда активную роль в жизни страны.
          А.Г. Пенкин, заместитель председателя Ярославского историко-родословного общества, обратил внимание автора на одного из политических и церковных деятелей того времени, причисленного церковью к лику святых. Это архиепископ Астраханский Феодосий.
          Имя Феодосия упоминается в связи с событиями 1606 года. Тогда после гибели Лжедмитрия I на престол взошел Василий Иванович Шуйский. Чтобы убедить народ в смерти истинного царевича Димитрия, Шуйский решил перенести его гроб из Углича в Москву и похоронить в Архангельском соборе, рядом с гробами его отца и предков. С этой целью за гробом царевича в Углич была послана комиссия именитых людей. Это были Филарет, митрополит Ростовский (бывший боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова), четыре боярина: князь Иван Михайлович Воротынский, Петр Федорович Шереметьев, Андрей и Григорий Нагие (родственники царевича) и архиепископ Астраханский Феодосий.
          Комиссия выполнила царскую волю. Тело царевича было с почетом доставлено в Москву. При этом, осмотрев обретенные мощи, комиссия нашла их нетленными, были зафиксированы чудеса, свершавшиеся при них. Так было положено начало почитания святого Димитрия Угличского.
          Архиепископ Феодосий с великой честью был отпущен в Астрахань, на его архипастырский престол, но скончался по пути туда, в Царицыне, 28 декабря 1607 года, 65 лет от роду. Спустя время Феодосий сам был прославлен как общерусский святой, и чудотворные мощи его положили в Астрахани, в Апостольской церкви, построенной им самим.
          Но какое же отношение имеет Феодосий Астраханский к Ярославлю? Да именно на земле современного Ярославля, Заволжского района города, родился и прожил большую часть жизни этот святой. Вот что рассказывает его житие.
          Святой Феодосий, крещеный при рождении Феодором, родился около 1542 года в Яковлевской слободе, в трех верстах от Ярославля, за Волгой. Он был сыном благочестивых родителей Харитона и Марии. Отец его служил в церкви Святого Апостола Иакова, брата Господня, что стояла на погосте близ слободы. В Яковлевской слободе прошли детство и юность Феодора, здесь он прилежно учился книжной премудрости, опережая в знаниях своих сверстников. В двадцать лет по воле и совету родителей сочетался браком.
          Многие ярославцы хорошо знают Яковлевскую Благовещенскую церковь в Заволжском районе города, недалеко от Областной больницы. Знайте же: она осеняет землю, давшую России святого.
          Стоит отметить: до этого времени старейшее известное упоминание Яковлевской слободы, то есть формальная дата основания этого поселения, относилось к 1602 году. Только археологические находки говорили о том, что жизнь шла здесь и в начале XVI века. Теперь можно говорить о возрасте слободы, считая его с 1542 года. И кто знает, не касалась ли рука святого одного из старинных предметов, хранящихся в историческом музее школы № 59?
          Современное каменное здание храма построено во второй половине XVIII века, при Екатерине II, но старинные документы донесли до нас рассказ о том, что представляли собою храмы Яковлевского погоста в 1602 году, когда святой Феодосий, будучи уже архиепископом Астраханским, только мечтою мог перенестись на землю своей юности.
          «…А на погосте церковь Благовещенье Пречистые Богородицы. Да другая церковь Иаков Апостол древяна клецки. …Да четыре кельи нищих».
          Сохранилось и описание Яковлевской слободы того времени, раскинувшейся близ погоста. Это было большое торгово – ремесленное поселение на развилке дорог, важнейшей из которых была древняя костромская дорога.
          Священник Яковлевского погоста «духовно окормлял» не только жителей Яковлевской слободы, но и окрестных деревень, большинство из которых сохранилось до наших дней: Мостец, Шебунино, Кобыляево, Ермолово, Ботово и другие.
          По вступлении в брак Преосвященным Никандром, архиепископом Ростовским и Ярославским, Феодор был поставлен в иереи в Ярославле, в церкви Бориса и Глеба. Шесть лет, до кончины супруги, Феодор был священником этого храма.
          Напомню, что древний храм во имя Святых Бориса и Глеба находился на берегу Волги, на посаде, близ того места, где к Волге выходил Медведицкий овраг. Сейчас на этом месте находится дом № 11 по Волжской набережной – здание больницы, построенное в начале ХХ века.
          На третий день после погребения супруги Феодор уходит в Толгский монастырь, где вскоре принимает постриг с именем Феодосий. Спустя некоторое время он становится игуменом этой обители. Двадцать лет, в течение которых Феодосий был настоятелем, монастырь процветал. В нем был построен первый каменный Свято–Введенский соборный храм и каменная трапезная (к сожалению, не сохранившиеся до наших дней), выкопаны рыбные пруды, появились насаждения кедра, которыми до сих пор славится эта обитель.
          Игуменство Феодосия в Толгском монастыре совпало со временем установления активных торговых связей с Астраханью, которая только в середине XVI века, при Иване Грозном, была завоевана Россией. Обладание Астраханью, то есть выходом в Каспийское море и страны Востока, давало огромные возможности для торговли. Там торговали русские купцы, но, что еще важнее, туда устремились англичане, также в середине XVI века нашедшие возможность ввозить свои товары в Россию через Белое море. Важнейшим пунктом, где английские товары, привозимые с севера, грузились на волжские суда, был Ярославль. Видимо, и Толгский монастырь, стоящий у выхода к Волге старинной сухопутной дороги, не был в стороне от торговой деятельности, имел какие-то связи с Астраханью. Во всяком случае, именно игумен Толгского монастыря Феодосий царем Федором Иоанновичем и патриархом Иовом был поставлен в игумены Троицкого монастыря в Астрахани, где также занимался благоустройством и каменным строительством.
          В 1597 году Феодосий становится архиепископом Астраханским.
          Это было время, когда закрепление этого края за Московским государством, утверждение там христианства было актуальной задачей. О том, в каком состоянии были тогда низовья Волги, Астраханский край, рассказывают описания иностранцев-путешественников.
          В то время по берегам Волги сохранились еще свежие следы стихавшей борьбы с азиатским Востоком. Между Казанью и Астраханью путешественнику показывали на обоих берегах Волги развалины когда-то бывших здесь больших городов, с которыми связывались более или менее сказочные предания о татарских завоевателях, преимущественно о Тамерлане. Чем дальше, тем реже встречались на Волге жилые места. От Казани до Астрахани не было ни одного значительного поселения. Изредка попадались путешественникам хижины рыбаков и виднелись в прибрежных степях орды кочевников, тащивших с собою на верблюдах по нескольку сот кибиток, которые издали показались путешественнику – англичанину Дженкинсону каким-то странным подвижным городом.
          На этом пути свободно разбойничали и кочевники, и казаки, - те самые казаки, которые пролагали Московскому государству путь в эти страны. Государство принимало деятельные меры, чтобы стать твердой ногой на этой далекой земле: основывались военные поселения-караулы, ежегодно присылались транспорты с людьми, жизненными припасами, лесом на постройку крепости.
          Приобщение этого мира к христианству стало задачей архиепископа Феодосия. Однако история поставила перед Феодосием и другие, еще более сложные задачи.
          Социальный разлад, который привел Россию к страшной смуте начала XVII века, четко обозначился и на окраинах. В Астрахани положение было особенно трудным: здесь было много «тертого и битого» люда, беглых и даже клейменых преступников, «шалили» разбойничьи ватаги. Даже в астраханском кремле, где находилось и архиерейское подворье, нередко случались убийства и воровство. Астрахань стала одним из очагов бунта и самозванщины.
          Когда пресеклась династия Годуновых, когда в России не стало ни государя, ни патриарха, целые области России, войска, бояре и многие архиереи признали истинным царевичем, наследником русского престола Лжедмитрия. Одним из исключений стал Астраханский архиепископ Феодосий. Когда Лжедмитрий победоносно шел к Москве и ему покорялись города, Феодосий мужественно удерживал от этого шага астраханцев, убеждая народ, что называющий себя царевичем Димитрием есть самозванец, похититель царского имени, что истинный царевич погиб в мае 1591 года в Угличе. Возможно, у Феодосия были точные знания о том трагическом событии: ведь Углич так недалеко от Ярославля. Но возмутившийся народ едва не убил своего архипастыря. Его отвели из архиерейского дома в Троицкий монастырь под стражу, а архиерейский дом разграбили.
          По воцарении Лжедмитрия в Москве Феодосия «с бесчестием» доставили из Астрахани в столицу и представили самозванцу. Житие святого Феодосия, архиепископа Астраханского Чудотворца так рассказывает об этом.
          «Самозванец с гневом и раздражением сказал епископу: астраханские смуты все от тебя, и ты перед людьми называешь меня не прямым царем; да кто де я? Феодосий безбоязненно ответил: «Знаю, что ты называешься царем, но прямое имя твое Бог весть, ибо прирожденный Димитрий царевич убит в Угличе и мощи его там». Смелый ответ подействовал на Лжедмитрия так, что он не только не предал казни Феодосия, но не велел даже его оскорблять».
          17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, и Архиепископ Астраханский Феодосий положил все свои силы на прекращение смуты, на установление правды на Русской земле.
          Феодосий Астраханский, человек, деятельность которого началась на Ярославской земле, остался в благодарной памяти народа как истинный патриот Русской земли, образец честности и стойкости. Русская православная церковь чтит его как Святого. В будущем году исполнится 400 лет со дня его кончины. Хотелось бы, чтобы имя его было дорого и его землякам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Ярославские Епархиальные Ведомости. – 1867. – № 13, часть неоф. - С. 136, 137, 153, 154.

  • Житие, иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа Астраханского Чудотворца / Яр. Епарх. Вед. – 1890. – № 12, часть неоф.

  • Святой царевич Димитрий. – М.: Христианский Православный Благотворительный Фонд «Преображение», 1999.

  • Марков, А. С. История Астрахани в событиях и фактах : Исторические очерки [Текст] / А. С. Марков. – Астрахань : Изд. «Форзац», 1996.

  • Дневник Марины Мнишек. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1995.

  • Писцовые материалы XVI - XVII вв. Вотчинные земли. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1999.

  • Ключевский, В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве [Текст] / В. О.Ключевский. – М. : Прометей, 1991.


Назад >>>


 


18 ноября
2017 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо