Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

РОДОСЛОВИЕ И НАШИ ДЕТИ
ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ




Дозорова Мария Анатольевна,
Касаткина Елена Владимировна

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «СЕМЬ - Я»
В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ


          Детский сад № 222 – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дзержинского района г. Ярославля, лауреат Всероссийского конкурса «Детский сад года 1997». Его творческий коллектив – участник международной конференции «Семья на пороге XXI века» (г. Москва 1993 года), международной конференции «Семья и семейные отношения через системы культуры» (г. Вашингтон, 1998 год), международной конференции «Выживать с достоинством» (г. Ярославль, 2000 год) представляет генеалогическую программу «Семь Я».
          Заглядывая в прошлое, убеждаемся, что все знаменитые наши соотечественники, внесшие вклад в развитие России, знали и почитали своих предков даже до седьмого колена, знали не только их имена, но и кем они были, чем жили, как чувствовали, думали, поступали. Это означало, что каждое новое поколение было способно не только принять, впитать ценности своего духовного наследия, но и умножить его и передать своим детям и внукам. На этом стояла Россия. Один известный генеалог из Санкт-Петербурга Анатолий Хаешь произнес замечательную фразу: «Меня будут помнить столько же поколений, сколько поколений буду помнить я».
          Сегодня мы наблюдаем снижение уровня духовного и культурного развития нации, утрату духовно-нравственных ориентиров. Семья призвана вновь взять на себя основную роль в становлении человека, гражданина, патриота, будущего отца или матери. Возрождение семьи - возрождение России. А готова ли семья сейчас решать такие проблемы? Как один из вариантов адресной психотерапевтической помощи семье мы используем генеалогическую программу, которая разрабатывается с 1993 года творческим коллективом дошкольного образовательного учреждения и отделом образования Дзержинского района г. Ярославля. Автор идеи - доктор психологических наук Кроник А.А. Название программы «Семь Я» отражает семью в тесной взаимосвязи семи близких людей (Я+ мама + папа +2 бабушки +2 дедушки). В основе ее лежат следующие взгляды: чем раньше ребенок узнает историю своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода.
          Основное направление работы детского сада - активизация роли семьи по вхождению ребенка в мир социальных отношений - мы просматриваем через дошкольную генеалогию, которая сегодня поможет решать следующие проблемы:

  • Поднять роль семьи в воспитании ребенка.

  • Повысить ответственность каждого члена семьи перед ребенком, ребенка перед семьей (включая бабушек и дедушек).

  • Способность сохранить и укрепить внутрисемейные и межпоколенные связи.

  • Главное - подготовить семью к воспитанию ребенка, как держателя ценностей, реликвий, обычаев своего рода, достойного представителя будущего поколения.

          Дошкольная генеалогия сегодня – средство, побуждающее к совместной продуктивной деятельности и созданию единого пространства общения, в основе которого лежат интересы, общие для всех членов семьи.
          Актуальность программы: дошкольная генеалогия - лучший способ не только семейной, но и социальной терапии нашего общества.
          Обособленность: три целевые группы (дети, семья, педагоги), находятся в тесном взаимодействии.
          Оригинальность: ребенок - историк семьи и строитель семейных отношений.
          Инновационность: индивидуализация вхождения ребенка в мир социальных отношений, основанная на семейных традициях, интересах, истории семьи и межпоколенных отношениях.
          В основе процесса познания ребенка лежит метод проектов.
          Каждая страничка семейного альбома - это проект по заданной теме, ограниченный временными рамками одного квартала. Работая по проекту, ребенок получает интегрированные знания по истории, географии, культуре, естествознанию, и при этом становится маленьким исследователем, стремящимся к активной деятельности, с радостью и удивлением открывающим для себя близких людей, окружающий мир.
          Основными формами работы является:

  • Оформление страниц семейного альбома, например, «Наши имена», «Любимые игрушки», «Любимые сказочные герои», «Наши профессии» и т. д., работа по оформлению каждой страницы длится в течение квартала, и при выпуске ребенка из детского сада собирается семейный альбом из 10 страниц.

  • Ежеквартальные семейные праздники, прекрасно завершающие работу по каждой страничке.

  • Встреча за круглым столом с чашечкой чая в «Школе счастливой семьи», где родители, бабушки и дедушки имеют возможность откровенно говорить о своих проблемах и получить квалифицированную помощь специалистов.

  • Занятия с детьми и родителями в рамках клуба «Вечерняя академия» позволяют создать благоприятное эмоционально-психологическое взаимодействие детей и взрослых.

  • Оформление семейного уголка в каждой группе, в котором размещаются выставки детских и семейных работ по теме «Страницы семейного альбома» (коллекции, коллажи, фотоальбомы, рисунки, ширмы-передвижки и т. д.)

  • Для наиболее заинтересовавшихся семей предлагается дополнительно составить буклет «Устами младенца», календарь семейных дат, герб семьи, генеалогическое древо.

  • Консультирование психолога и психотерапевтическая помощь семьям.

  • Цикл генеалогических занятий с детьми, выстроенных с учетом возрастных особенностей детей.

  • Музей семейных летописей по программе «Семь - Я».

          Перечисленные формы являются основными средствами для решения поставленных задач, дающими возможность запустить процессы становления личности ребенка через осознание истории своей семьи, пропуская через свою душу такие понятия как Мать, Отец, Родина, профессия.
          Подводя итоги работы, мы вышли на следующий результат - выигрывают все три целевые группы: и дети, и родители, и педагоги.
          Психологическое тестирование детей, анкетирование родителей, бабушек и дедушек позволило сделать вывод, что у детей сформировались следующие качества личности: самоутверждение, социализация, самоопределение, половая идентификация, положительная самооценка, а все это не что иное, как основные качества выпускника дошкольного учреждения.
          Партнерами в реализации программы считаем:

  • Общественную организацию родителей «Оплот» г. Ярославля

  • Ярославскую городскую общественную организацию педагогов и родителей «Сообщество»

  • Центр развития образования г. Ярославля.

  • Управление образования Мэрии г. Ярославля.

          Отклики о работе нашего детского сада по программе «Семь - Я» можно найти в центральной газете «Неделя» № 4, 1994 года «Я - лист раскидистого дерева», № 22 1994 года «Оранжевые мамы оранжево поют» и др. Основные тезисы напечатаны в сборнике 4-ой научно-практической конференции «Влияние образовательных технологий на развитие регионов России» 2002 года.

Назад >>>


 


16 сентября
2017 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо