Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

XXI Савеловские чтения. 5 декабря 2014 года

Представление книги «Философские аспекты генеалогии»




<<< Назад

Юрий Иванович АРУЦЕВ

Книга, которая представляется сегодня генеалогическому сообществу, создавалась много лет. Материалы к ней собирались ещё более продолжительное время, требуемое для их осмысления и формирования собственного мнения, которое в последующем, оттачиваясь и выкристаллизовываясь, превратилось в убеждение. Разделите ли Вы мои убеждения всецело или только частично или отвергните их всецело или частично, зависит только от Вас. От объёма Ваших знаний, умения слушать и слышать собеседника, способности аргументировать согласие или несогласие с ним и ещё от очень многих факторов, объединённых в главное – умение думать, анализировать и делать выводы. В любом случае я с уважением и вниманием отнесусь к иному мнению, как к своему, и готов выслушать аргументы в диалоге, в процессе которого рождается истина, а не в споре, в процессе которого рождается война. Это показало предварительное, если можно так выразиться, пробное обсуждение некоторых тезисов, поразившее меня агрессивностью по отношению ко мне некоторых собеседников, что переживалось мною весьма болезненно.

Данная тема, сложнейшая сама по себе, в таком объёме ранее не рассматривалась, что налагает на меня определённую ответственность. Вопрос, является ли генеалогия сегодня вспомогательной исторической дисциплиной, в чём глубинный смысл генеалогии и нужна ли эта наука современникам и будущим поколениям, совсем не праздный. Этот и многие другие вопросы рассматриваются в книге в определённой последовательности, облегчая понимание представленного материала.

Совершенно естественно, что основным блоком является раздел, посвящённый русской семье и необходимости возрождения института семьи – главного социального института любого государства, который был уничтожен в нашем Отечестве большевистско-советским политическим режимом. Помимо этого, как врача и эксперта меня интересовали биологическая и физическая составляющие генеалогии и метафизические её аспекты, что потребует от читателя особой вдумчивости. Как и духовно-нравственные основы генеалогии – родословия, исключающие разделение поколений по политическим, религиозным, сословным, имущественным и иным признакам, что весьма характерно для нашего общества. Завершают работу два серьёзнейших раздела: «Экология родословия», основоположником которой был академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, заложивший основы экологии культуры, и «Генеалогия и Русская Православная Церковь». Кроме того, в книге представлена методология родословных исследований – алгоритм достижения цели, – которая на сегодняшний день прошла апробацию в условиях Ярославской области и получила высокую оценку как профессиональных историков, генеалогов, любителей родословия и краеведения, так и педагогов общеобразовательных школ.

Материал подаётся для читателя в максимально доступной форме, что, очень надеюсь, позволит ему понять, что генеалогия давно перестала выполнять только вспомогательные и только специальные функции исторической науки, а вышла на рубежи фундаментальной исторической дисциплины, рассматривающей исторические процессы, как и историю человечества, через взаимное влияние родов и эволюцию нравственности человека – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

Возможно, читателю понадобится мужество понять мою точку зрения о том, что история – это набор конкретных событий с возможностью их субъективной интерпретации любым человеком или группой людей. А генеалогия – это истинная ИСТОРИЯ, история человечества во всех её проявлениях. Генеалогия и есть история.

Не скрою, меня ошеломил отзыв о рукописи книги Александра Викторовича Бородкина. Но когда аналогичные отзывы я стал получать от самых разных, часто незнакомых мне людей, я понял, что сделано большое и нужное дело, которое больше мне как автору не принадлежит.

Поэтому я предоставляю слово учёному, кандидату исторических наук, доценту, заведующему кафедрой менеджмента туризма, заместителю директора по научно-исследовательской деятельности Ярославского филиала Российской международной академии туризма Александру Викторовичу Бородкину, который с присущей ему искренностью высказался о моей книге и её содержании.

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и ДОЛЖНО…» акцентировав внимание на заключительном слове, в высказывании великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина отметим именно ОСОЗНАННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ изучения, постижения и бережного, уважительно-трепетного отношения к предкам, их поступкам и деяниям, к прошлому, к ИСТОРИИ. В этом отношении, если подходить формально, актуальность исследования Ю.И. Аруцева не вызывает сомнений, она объективна. Однако именно формально к исследованию Ю. И. Аруцева подходить невозможно. Это принципиально противоречило бы позиции автора.

Юрий Иванович создал не просто научный труд, о направленности которого можно вести дискуссию (научный, методический, методологический, комплексный и т.д.) – это результат огромной, титанической умственной и душевной работы автора, его нравственная позиция, а возможно и духовный результат прожитой части жизни. Жизни во всех ее проявлениях, включая удачи, находки, потери, разочарования, обретения мудрости, которая позволяет подтвердить правильность единственного избранного ранее пути. Пути изучения истиной науки. Науки о людях, которая добром служит ЛЮДЯМ.

В настоящее время большое внимание в науке уделяется определению практической значимости научных разработок. В данном случае «практическую значимость» следует отметить как очень высокую. Однако это не та практическая значимость, которая рассчитывается анализом получения сиюминутных финансовых прибылей. Автор пишет: «Но, если незнание многих и многих предметов деятельности не сказывается на судьбе человека, то незнание истории своих предков и нежелание передать своим детям, и не только своим, историю семьи, которой можно и должно гордиться, приведёт к тому, что эти дети пополнят армию «Иванов, не помнящих родства». Такие рода вымирают очень быстро. Даже не столько физически, сколько духовно. Растворяются в человеческой истории бесследно».

В этом заключается настоящее практическое значение работы. Она защищает молодое поколение от соблазна «манкуртизма», возвращает людям память, и, в конечном итоге работает на создание ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО. В этом огромное значение настоящего патриотического воспитания будущих поколений Россиян.

Автор из настоящего ведет тяжелую и благородную борьбу за сердца и умы будущих поколений России. Он искренне верит в то, что наши потомки «перейдут» на новую ступень эволюции, которая характеризуется принципиально иными характеристиками непотребительского, но уважительного отношения к той части экологии общества, которую в настоящий момент принято называть экологией ДУХА, экологией человеческого познания, экологией РОДА и СЕМЬИ. Поэтому просто необходимо указать на огромную воспитательную ценность настоящего исследования.

Исследование Ю.И. Аруцева, безусловно, относится к совершенно новому типу учебной литературы, обладающей общей целостностью, непредвзятостью, тщательным исследованием всех исследуемых проблем, обладая, в то же время, явной самобытностью, оригинальностью и очень ДОБРЫМ, ЧЕСТНЫМ и теплым отношением к читателю. Именно таких учебников и учебных пособий не хватает в настоящее время в учебных заведениях Российской Федерации.

Целью автора было не только объяснение необходимости важного и благородного труда по изучению собственной родословной, но постижение генеалогии, понимание того, для чего производится эта работа и того, какой огромный труд следует за ней. Пониманию того, ради чего следует изучать генеалогию. По направленности, ощущению эпохи и осознанию себя в ней труд Ю.И. Аруцева стоит, без преувеличения в одном ряду со знаменитым «Самопознанием» Николая Бердяева.

Однако в большей мере труду Юрия Ивановича Аруцева созвучны исследования выдающихся сынов России Николая Фёдоровича Фёдорова, Павла Александровича Флоренского и Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Поэтому не случайно, что именно в их адрес автор адресует свою уважительную благодарность и посвящение.

Особое место автор уделяет критике генеалогических источников, призывая читателя и направляя его не только изучать собственную родословную, относясь к этому как к изначально присущей ЧЕЛОВЕКУ необходимости, но делать это ЧЕСТНО, не допуская «полезных» и почетных, но абсолютно недостоверных находок, фальсификаций, обмана. Знаменитый случай с графом К. Разумовским, который приводит Ю.И. Аруцев, является примером трудного «не искушения» достойного человека: «во время поездки на Украину граф К. Разумовский посетил Киевскую духовную семинарию. Префект семинарии М. Казачинский, желая польстить гетману, поднёс ему внушительную книгу собственного сочинения – родословную Разумовских, в которой они выводились от знаменитой и древней польской фамилии Рожинских. «Что за сказки, – удивился Разумовский, – моя родословная не такая длинная. Мой отец был простой казак, моя мать – дочь крестьянина, а я, по милости и щедротам её императорского величества, граф и гетман Малой России в ранге фельдмаршала. Вот моя родословная! Она кратка, но я не желаю другой».

Особо хотелось бы отметить, что труд Ю.И. Аруцева представляется совершенно уникальным как по масштабу охваченных проблем, так и по совершенно особому, искреннему, человеческому отношению к ним. Автору удалось добиться целостного, комплексного, совершенно уникального подхода в подаче сложнейшего материала. Как дотошный исследователь, автор впервые даёт чрезвычайно точные, ёмкие определения ключевым генеалогическим понятиям «Семейный архив», «Отчий дом», «Семейная реликвия», «Династия», аргументированно предлагая ввести их в научный оборот. Масштабы и глубина исследования поражают ещё и тем, что, не будучи профессиональным историком, автор смело поднимает очень трудную тему, которая до настоящего времени в таком объёме фактически не изучалась, что, без сомнения, позволяет настоящим учёным продолжить данное исследование во многих направлениях. Необходимо отдать должное Юрию Ивановичу, как тактично и бережно он не только не обходит в своем исследовании так называемые «острые углы» современности, но кропотливо и терпеливо, и, главное, честно по отношению к читателю, объясняет причины их происхождения, высказывает собственные версии их возможного преодоления, делится собственным опытом, а порой открыто полемизирует. Так Ю.И. Аруцев считает, что «всякий разговор об ответственности семьи за воспитание следующего поколения, должен рассматриваться через призму ответственности государства перед семьёй. Какова государственная политика по отношению к семье, такова и семья». Что можно этому возразить?

Абсолютно справедливым представляется горькая констатация автора о преобладании экономических ценностей в современном российском обществе, над нравственными.

Это и исследование, и крик души, и искренняя попытка рассказать, донести, объяснить, предупредить нашего современника. Попытка не «теоретическая». Автор приводит свои практические разработки. В частности рабочую тетрадь «основы генеалогии». Это УНИКАЛЬНАЯ разработка, получившая общероссийское признание, особенно педагогического сообщества. Фактически это ТРУД совершенно самостоятельный и вместе с тем неразрывно связанный с магистральной частью работы. Труд, в котором автор щедро делится своим огромным опытом по восстановлению семейной родословной. В этом отношении абсолютно справедливой будет рекомендация максимально использовать все теоретические и практические материалы и разработки автора в школьной программе в качестве дополнительного образования. А подготовку педагогов средне-образовательных учебных заведений России по данной тематике невозможно переоценить.

Считаю необходимым ещё раз подчеркнуть, что исследование Юрия Ивановича Аруцева «Философские аспекты генеалогии» является ярким, оригинальным и уникальным трудом, который рекомендуется к публикации и к использованию в педагогическом процессе при работе с учащимися средних учебных заведений и со студентами Высшей школы.


<<< Назад

 


18 марта
2016 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо