Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Наши путешествия



ВОРОНИН Евгений Евгеньевич,
член ЯрИРО, г. Ярославль


ЯРОСЛАВЛЬ – КОСТРОМА

09 декабря 2006 г.


          Экскурсия в Кострому стала для меня первой поездкой с путешественниками ЯрИРО. Я ранее был наслышан об их удивительных путешествиях по просторам нашей области, читал дорожные записки Александра Пенкина и уже очень давно хотел с ними отправиться хоть куда-нибудь. И вот - свершилось. Поездка была намечена на 9 декабря. Встретились у нового ярославского автовокзала около 8 утра. Тут я и увиделся, с уже такими знакомыми по дорожным запискам, Александром Поздеевским и Ириной Ивановной Зенкиной.

          Ещё не покинув Ярославль, Ирина Ивановна начала экскурсию с исторической справки. Было проведена аналогия между Костромой и Ярославлем. Оба города стоят на Волге, отмечена схожая планировка от реки. При Екатерине центром Ярославля считался так называемый рубленный город, в центре которого была огромная площадь с деревянной церковью. В своё время, при перепланировке города, заменившая её каменная церковь Ильи Пророка была принята за точку отчёта, хотя кругом были сплошные рынки, усадьбы, огороды, дома. Сперва была очерчена нынешняя Советская площадь, от которой под прямым углом начали прокладываться улицы, радиусы которых ориентированы на идеологически значимые объекты, т.е. на церкви: улица Советская (бывшая Пробойная) на церковь С. Столпника, улица Кирова (бывшая Калинина) на церковь Знамения, улица Нахимсона на церковь Рождества Богородицы, Плацпарадная площадь на Успенский кафедральный собор. Если взглянуть сверху, то эта планировка напоминает веер. Существует легенда, что когда Екатерина издала указ о приведении городов в порядок, архитекторы спросили её, как она желает это видеть. Императрица держала в руках веер и молча развернула его.

У стен Воскресенского собора
У стен Воскресенского собора

          Легенда о веере императрицы перевела рассказ в теоретический аспект истории. Ирина Ивановна поделилась своими мыслями о деятельности историков Фоменко и Носовского. Из услышанного я усвоил для себя наиболее важный, на мой взгляд, вывод. История – это, прежде всего, анализ источника. Анализ – дело субъективное, порождающее мнения. А какое мнение, какой взгляд на историю возобладает – это уже вопрос эпохи и достаточно часто решается сверху. Пётр Великий первый осознал, что новой России нужна национальная идея, под которую будет выстраиваться история. Ему необходимо было доказать законность правления Романовых, и Пётр принялся изучать сохранившиеся документы. Без источника нет историографии, а официальная историография началась именно со времён Петра Великого.

Застава
Застава

          Проезжая село Левашёво, мы остановились напротив церкви (Воскресенская, XVII век). Ирина Ивановна обратила наше внимание на колокольню XVIII века, возведённую по проекту Степана Андреевича Воротилова. Имя его ранее было мало известно. Например, в Костроме долгое время не могли определить авторство многих архитектурных памятников, приписывали их Растрелли. А в итоге выяснилось, что за ними стоит имя Воротилова. Архитектор Степан Андреевич Воротилов – уроженец посада Большие Соли. По роду занятий был то каменщиком, то портным и даже рыбаком. Очевидно, через строительные подряды он и вышел на архитектуру. По сути, считается архитектором-самоучкой, что только придаёт вес его творениям. Увиденная нами колокольня считается шедевром, хотя выглядит просто. Ярусная, лёгкая и изящная за счёт сглаженных, слегка вычурных линий. Купол напоминает опрокинутый колокольчик (влияние барокко). Краткий экскурс в творчество Воротиловых был не спроста – в Костроме нам предстояло не раз столкнуться с воротиловскими памятниками архитектуры.

          Костромские земли были колонизированы юго-западными славянами в XI веке. До их прихода в этих местах издревле жило племя мерян. Первое крупное поселение было основано при впадении реки Костромы в Волгу. А в 1152-1157 годах ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий заложил здесь город-крепость Кострому. Название города происходит, по самой популярной версии, от языческого славянского праздника Костромы. Кострома представляла собой соломенную куклу, которой поклонялись, а затем сжигали или топили в реке. Впоследствии церковь преследовала этот обычай и окончательно искоренила его лишь в конце XVIII века.

          Средневековая история Костромы отражает всю историю Руси: княжеские междоусобицы детей Всеволода Большое Гнездо, набеги орд Батыя, сжигающие город до основания, взлёт до статуса столицы северо-восточной Руси при Василии Ярославиче и падение до провинциальной глуши при Иване Калите. В XIII-XIV веках Кострома укрепляется двумя крупными монастырями – Ипатьевским и Николо-Бабаевским. Ирина Ивановна справедливо акцентировала внимание на первом монастыре, основанным легендарным татарским мурзой Четом. Ипатьевский монастырь стал колыбелью династии Романовых, которая в итоге вывела Россию из пекла гражданской войны и возвела её в статус Российской Империи. В начале XVII века город был сдан польско-шведским интервентам и использовался последними как плацдарм для набегов на заволжские земли, а в результате событий 1608-1612 годов Кострома была освобождена и приняла участие в ополчении Минина и Пожарского при походе на Москву.

Ирина Ивановна ведёт рассказ
Ирина Ивановна ведёт рассказ

          В борьбе за престолонаследие в смутное время фигурировали три боярские фамилии – Годуновы, Шустовы и Романовы. Род Годуновых в XVI веке находился в пике политического расцвета. Они считали себя потомками того самого Чета, заложившего Ипатьевский монастырь, строительство которого позже переняли Борис и Дмитрий Годуновы. Шустовы и Романовы связаны тем, что Лидия Ивановна Шустова вышла замуж за Фёдора Никитича Романова. У Фёдора и Лидии было двое детей - Татьяна и Михаил. Борис Годунов, став царём, осознаёт, что основными его соперниками за престол являются Романовы. Но он их не убивает, а всю семью насильно постригает в монахи и отсылает в разные монастыри, тем самым, устранив Романовых с политической арены. Семья разбивается. Фёдор уходит в Ипатьевский монастырь. Но события начала XVII века переворачивают судьбы героев. Так в 1613 году земской собор постановил избрать на царство племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии и сына Фёдора Никитича Романова – Михаила Фёдоровича Романова. Начинается новый этап в развитии города, произошёл стремительный экономический рост благодаря сильному соседу – Ярославлю.

          Въехав в Кострому, первым пунктом нашей экскурсии была церковь Воскресения на Дебре. Собор был построен в 1645 году. Храм посещала семья Николая Второго в дни празднования 300-летия Дома Романовых (1913 год). В советское время собор закрыли и устроили здесь оружейные склады и зернохранилище. Но достаточно быстро – в 1946 году – храм был возвращён Православной Церкви.

          Проезжая по правому берегу Волги, мы остановились у беседки Островского. Это было любимое место писателя в Костроме. Ранее она была деревянной, и в советское время в связи с постройкой железной дороги её отстроили в камне, отодвинув дальше от Волги. Мы задержались у заставы, установленной по случаю приезда Екатерины в Кострому, что является одним из самых ярких событий в истории города. Главной причиной визита было то, что Кострома – колыбель дома Романовых. Прибыла Екатерина в город на шестивёсельной ладье «Тверь» в сопровождении 800 человек. Галера так называлась по следующей причине: водное путешествие царей из Петербурга шло через Тверь, где Волга уже становилась большой, судоходной. По случаю приезда Екатерины были устроены очень пышные торжества. Была воздвигнута временная арка, где Екатерина была представлена в виде богини Цереры. Сойдя на берег, по улице Молочная Гора императрица поднялась до центрально площади, именуемой в те годы Екатеринославской. Как было описано выше, Кострома, подобно Ярославлю, имеет веерную планировку, центром которой как раз и является эта площадь. Улицы, отходящие от площади, именуются Павловской (единственный сын Екатерины), Константиновской, Александровской и Мариининской (дети Павла). Екатерина осчастливила своим визитом костромичей, и сама была очень довольна тем, как её встретили. Позже, в 20-е годы XIX века оформляется парадный въезд в Кострому в виде заставы.

Памятник Ивану Сусанину. Снесён в начале XX века
Памятник Ивану Сусанину. Снесён в начале XX века

          При Екатерине русские города начинали приобретать постоянные гербы. Население каждого города должно было покопаться в своей исторической памяти, чтобы определить, какое наиболее яркое событие запечатлеть в городском символе. Ярославцы вспомнили легенду о борьбе Ярослава с медведем, а костромичи долго голову не ломали: самое большое событие в их истории был всё тот же приезд Екатерины. В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением шестивёсельной ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

          От заставы мы проехали по улице Молочная Гора до центральной площади города, так называемой «Сковородки». Улица Молочная Гора названа так потому, что раньше на ней собирались торговцы-молочники из близлежащих сёл. В своё время это было место оживлённой торговли в комплексе с торговыми рядами, а сегодня это пустынная и унылая улица. Тут же, по правой стороне, начинаются костромские торговые ряды, а именно на Молочную выходят пряничные ряды. Со стороны гостиного двора – красные ряды. Здания рядов расположены на площадках, и, спускаясь к Волге, образуют ступеньки. Екатеринославская площадь, или «Сковородка», при обзоре вполне оправдывает своё прозвище. Здесь находится масса памятников архитектуры, а ещё сколько было уничтожено в разное время. Самое высокое сооружение на площади – 35-метровая пожарная каланча – было построено в 1773 году по распоряжению губернатора после очередного опустошительного пожара. Проект принадлежит губернскому архитектору П.И. Фурсову.

Памятник Ленину на пьедестале Романовых
Памятник Ленину на пьедестале Романовых

          Следующим примечательным сооружением является особняк сенатора С.С. Борщёва, построенный в 1823 году. Изначально дом, как лучшее здание в городе, использовался в качестве резиденции гостящих в Костроме государей. Через десятилетия он был переделан в гостиницу «Лондон», ещё позже в нём разместили окружной суд, в советское время – областной суд. Сегодня здание эксплуатируется Костромским районным судом.

          Пройдя мимо торговых рядов в парк, пред нами предстал памятник легенде костромской земли, крестьянину села Домнино Ивану Сусанину. Данный памятник является вторым, был открыт в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского в сквере на Молочной горе. Впечатления не производит – бетонный, серый, неинтересный, ничего не выражает. Первый памятник Сусанину был открыт в 1851 году по проекту скульптора В. Демут-Малиновского, стоял на Екатеринославской площади, переименованной по этому случаю в Сусанинскую. Представлял собой четырёхугольный пьедестал, украшенный барельефами гибели Сусанина, от которого ввысь шла гранитная полированная колонна, увенчанная скульптурным бюстом Михаила Романова. У основания колонны – коленопреклонённый Иван Сусанин. В советское время памятник был убран по идеологическим соображениям. В 90-х годах были мысли о восстановлении. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент колонны, находящийся на «Сковородке».

          Кто такой Иван Сусанин? Прежде всего нужно сказать, что город Кострома является одновременно колыбелью дома Романовых и колыбелью спасителей Романовых. Иван Сусанин спас Михаила Романова. Крестьянин Комиссаров спас Александра II, когда в того стрелял Дмитрий Каракозов. В русско-японскую войну в Порт-Артуре, где на рейде стояли «Варяг» и «Петропавловск», на втором корабле моряк-мичман из костромских земель спас Великого Князя Кирилла Владимировича.

Обед в Красных рядах
Обед в Красных рядах

          То, что этот персонаж, Иван Сусанин, является реальной исторической фигурой, - однозначно. То, что он имел какое-то отношение к Романовым, – тоже однозначно. Но суть, содержание его поступка у серьёзных историков до сих пор находится под знаком вопроса. Итак, княгиня Марфа со своим сыном находятся в Костроме, за стенами Ипатьевского монастыря, к городу идёт отряд поляков убивать Михаила. Тут начинаются загадки. Поляки прекрасно знают город с его фортификационными возможностями, т.к. бывали здесь ранее, и не совсем понятно, как они отрядом собирались штурмовать монастырь. Далее легенда говорит о том, что они заблудились, Иван Сусанин их завёл в непроходимые места, где они все и погибли. Но деревень в то время по окрестным землям было больше чем сегодня, расстояния между ними в 1,5-2 версты максимум, деревни и сёла сообщаются, образуя паутину дорог, т.е. заблудиться было, на первый взгляд, достаточно не просто.

          Документально ничего о самом Сусанине ничего не известно, лишь более поздняя народная легенда. Достаточно странно, что народ не отразил в своём творчестве это важное историческое событие, с XVII века в народной памяти не сохранилось ничего. Но, как бы то ни было, Сусанины стали белопашцами, были освобождены от налогов, от повинностей, и даже судить их мог только царский суд. Начиная с Михаила, все цари в последующем подтверждали права Сусаниных. Существует теория, ставящая под сомнение подвиг Сусанина именно из-за скудности народных источников, подтверждающих его деяние. Романовым на заре их царствования нужна была поддержка народа, выстраивалась официальная доктрина о единстве царя и народа. А Сусанин и стал тем самым воплощением народа, спасителем, жизнь свою отдавшим.

          Легендарный подвиг плавно переходит в факты, документальные подтверждения дальнейшей судьбы семьи Сусанина, что было исследовано в свое время преподавательским коллективом костромского педагогического института. Семья Сусанина разрасталась, льготами они пользовались небывалыми. Даже губернатор не мог приехать без приглашения двух старост. На них не распространялся ни мирской, ни даже губернский суд. Но при такой степени свободы не могло быть всё гладко. Казус произошёл при правлении Александра II, когда тот прибыл с визитом в Кострому. К Сусаниным послали гонца, а те подумали, что нагрянула полиция, и разбежались по лесам.

В Красных рядах. На заднем плане – Спасская церковь с колокольней
В Красных рядах. На заднем плане – Спасская церковь с колокольней

          Что же произошло? Со временем территория, где проживали Сусанины, превратилась в так называемую сусанинскую «офшорную зону», маленькое государство в государстве. В костромских местах было очень много гонимых старообрядцев, и в случае опасности они приходили к Сусаниным и за определённую плату получали право называться Сусаниными, что давало неприкосновенность. Кроме того, здесь был очень распространён ювелирный серебряный промысел. Смекалка мужицкая подсказала использовать неприкосновенность сусанинской территории и фамилии для фальшивомонетничества. Дети лейтенанта Шмидта плодились в геометрической прогрессии, и, в конце концов, начальство решило разобраться: кто Сусанины а кто нет? Сусанинские метрические книги и прочие документы хранились в избе одного из сёл, и перед тем, как туда должна была нагрянуть полиция, документы сожгли. Тогда было приято решение: все те, на ком есть подозрение, не могут считаться потомком спасителя царя, и были арестованы.

          Идя по парку близ торговых рядов, мы подошли к памятнику Ленина, который сразу режет глаза своей несуразностью. Дело в том, что статуя вождя стоит на пьедестале, предназначенном для композиционного размещения фигур Романовых. В конкурсе на постановку памятника принимал участие известный ярославский архитектор А.М. Опекушин. Постройка в своё время дальше пьедестала не продвинулась, а 1917 год распорядился судьбой проекта иначе – установили Владимира Ильича (кстати, в Рыбинске Ленин стоит на месте памятника Александру II, и это не единичные примеры). Сохранилась модель оригинальной версии памятника, которая хранится в Ипатьевском монастыре. В начале 90-х годов XX века была идея придать памятнику изначальный замысел, но потом вспыхнувшие монархические идеи столь же быстро затухли, и остался памятник – своего рода объединение и символ двух эпох. Сложный, символический памятник.

          Возвращаясь к рядам, узнали, что их было не так уж и мало, каждые именовались по роду предлагаемого товара - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные, красные торговые ряды, подряд на постройку которых был получен всё тем же А. Воротиловым. Южный фасад рядов считается его полноценной творческой работой.

Ипатьевский монастырь. Древние захоронения
Ипатьевский монастырь. Древние захоронения

          На территорию Красных рядов мы зашли по двум причинам. Во-первых, хотелось осмотреть их внутреннюю структуру. А во-вторых, Ирина Ивановна решила пригласить нас перекусить в неплохую, по её мнению, чебуречную на территории красных рядов, где мы дополнили местное меню ярославской селёдкой под шубой. Территория красных рядом оказалась внушительной по площади, чего не подумаешь, находясь снаружи. Ряды представляют собой замкнутое каре, небольшие лавки. Обращает на себя внимание находящаяся здесь церковь Спаса и надвратная колокольня. Одна из самых старых в Костроме она была построена на средства купца С. Белова в 1766 году в камне на месте деревянной.

Ипатьевский монастырь. Склеп Годуновых
Ипатьевский монастырь. Склеп Годуновых

          Утолив низшие инстинкты, сытый квартет вновь вернулся к высшему: следующим пунктом программы было посещение Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. По дороге к стенам древней крепости Ирина Ивановна переносила на нас свою увлечённость старыми деревянными постройками, коих в Костроме оказалось не мало. Огромный частный сектор богат подобными экспонатами деревянного зодчества, многие из которых, к сожалению, стали жертвой пожаров, свалками мусора и, просто, заколоченными и брошенными. Ипатьевский монастырь расположился на стрелке рек Волги и Костромы. Сегодня монастырь возвращён Русской Православной Церкви, музейные экспозиции постепенно перемещаются в другие помещения. То обстоятельство, что монастырь действующий, заставило удивиться, когда нас попросили приобрести входные билеты. Первое, что бросается в глаза – ухоженность места, явные признаки свежей текущей реставрации. Монастырь невероятно живописен и гармоничен с местностью, где расположился. Выбеленные зубчатые каменные стены и башни, золочёные купола. Зелёный массив, окружающий стены, очень подчёркивает и придаёт грозный вид крепости.

Ипатьевский монастырь. Вид от палат бояр Романовых
Ипатьевский монастырь. Вид от палат бояр Романовых

          Как уже было сказано, монастырь был заложен семь столетий назад, в XVI веке его стены становятся каменными, на территории вырастают каменные здания. В XVII веке крепость приобретает высокий статус «колыбели дома Романовых», что обеспечивает его дальнейшее экономическое, культурное и политическое процветание. После революции монастырь был закрыт, ценности изъяты. В 1958 году в Ипатьевском монастыре расположился Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. Наиболее исторически известной постройкой на территории монастыря является Троицкий собор, в котором в 1613 году был избран на царство Михаил Романов. Стены собора расписаны известным костромским иконописцем Гурием Никитиным. Недалеко от Троицкого собора мы обнаружили старинные каменные надгробия с плохо сохранившимися надписями, некоторые разбиты то ли человеком, то ли временем. Тут же в стене находится вход в семейный склеп Годуновых, где мы увидели только пустые саркофаги. Надеюсь, что их содержимое было изъято учёными, а не вандалами.

          На территории монастыря была запрещена фотосъёмка, но мне посчастливилось из-под полы сделать несколько кадров. Лишь в палатах бояр Романовых под чутким оком смотрителей этого сделать не удалось. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Романовым: портреты царей, предметы обихода, книги, иконопись, серебряная и золотая чеканка, шитьё, резьба по камню и, наконец, наша общая слабость – генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых. Немалый интерес вызвали печи, обложенные изразцами толи петровской эпохи, толи прекрасно сделанными муляжами. Здесь же мне удалось увидеть на фотокарточке проект памятника Романовым, каким он должен был быть, но так и не стал.

Ипатьевский монастырь    Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь

          Уезжая из города было принято решение посетить ещё один монастырь, находящийся в городе, - Богоявленско-Анастасиин. Это женский монастырь, возведённый в начале XV века. В советское время здесь сначала размещалась рабочая община «Безбожник», а позже – областной архив. В 1990 году на общей волне монастырь был передан Костромской епархии. Зайдя внутрь, нам посчастливилось приложится к главнейшей святыне Костромской земли – иконе Феодоровской Божией Матери. Александра Геннадьевича сие действо так взволновало, что он, не рассчитав сил, стукнулся головой о защитное стекло иконы. Ансамбль Богоявленского монастыря гармонично объединяется с часовней Смоленской Божией Матери.


 


21 января
2016 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо