Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Наши путешествия



ВОРОНИН Евгений Евгеньевич,
член ЯрИРО, г. Ярославль


ЯРОСЛАВЛЬ – С. ВОЩАЖНИКОВО

12 июля 2007 г.


          В начале месяца ярославский краевед Ирина Ивановна Зенкина сообщила, что 12 июля планируется поездка в село Вощажниково Борисоглебского района. Из наших набралось не много – всего двое, я и Александр Пенкин. В селе Вощажниково мы ранее никогда не были и посему сразу же изъявили желание. День выдался солнечным, безветренным, жарким. От этого одновременно было и приятно и тяжело. Ехали на туристическом автобусе через Ростов Великий, откуда свернули на запад, на борисоглебское направление. Сама Ирина Ивановна с нами не поехала, и дорогу до места назначения пришлось коротать без её уже таких привычных пояснительных рассказов. Поездкой руководила Кузнецова Нина Петровна, руководитель Шереметев-центра в Ярославле, краевед.

          Проезжая посёлок Борисоглебский, бросилось в глаза обилие памятников скульптора Церетели, рассыпанных по местности. Не задерживаясь, через пару километров были в Вощажниково. Первое, куда мы направились, оказалась вощажниковская средняя школа – небольшое, старенькое 2-х этажное здание. Мы самостоятельно познакомились со школой и небольшим краеведческим музеем при ней. Экспозиция была собрана учителями и учениками буквально по крупицам. Из письменных и устных источников информация, а предметы быта из семей коренных жителей, местных свалок и из земли. Ребята сами всё рассказывают и показывают, отвечают на вопросы. На стенах школы фотовыставки с материалами о Шереметевых, известных земляках, участниках Великой Отечественной Войны, истории края.

          Ходил упорный слух, что на торжества прибудет Пётр Петрович Шереметев, проживающий во Франции, чего с нетерпением, судя по лицам, ожидали многие из наших попутчиков. Время близилось к десяти, графа всё не было, и нам была предложена небольшая экскурсия по селу.

Петр Борисович Шереметев    Петр Петрович Шереметев
Борис Петрович и Петр Петрович Шереметевы

          Село Вощажниково известно с ХIII века. Тогда оно было вотчиной ростовских князей Константиновичей, а в дальнейшем в течение почти трёх столетий принадлежало их потомкам - князьям Пужбольским. В XVII веке село переходит московским князьям, становится дворцовым. Исконными промыслами в Вощажниково были пасечное дело и рыбная ловля. Именно благодаря первому промыслу село получило своё название. «Вощина» - воск. Сегодня пчеловодство в этих знатных местах получает вторую жизнь, и даже был открыт музей пчелы.

          В 1706 году земли Вощажниковской волости были подарены Петром I одному из ближайших его сподвижников военному начальнику Борису Петровичу Шереметеву за заслуги в Северной войне, закрепляясь за этой знатной семьёй на триста с лишним лет, до самого 1917 года.

          На территории села находилось три храма, воздвигнутые в XVII-XVIII веках. Два из них были следующим этапом экскурсии. Приближаясь к храмам, встретили людей в военной форме, как оказалось, казаки. Шашки, нагайки, бороды. «Как в прошлом веке оказались», - пошутил Саша. Более старшая, разрушающаяся Рождественская церковь теряется на фоне более молодой, крупной и восстановленной Троицкой. В начале Рождественская была одноглавой, а к концу XVIII века становится пятиглавой и теряет первоначальный декор фасада под штукатуркой, остатки которого обнажились теперь после десятилетий простоя и разрушения – видны наличники в виде больших кокошников над окнами нижнего света храма и над трапезной. Во время перестройки была пристроена четырёхъярусная колокольня, на которой установили часы. В советское время часть южной стены была переделана в ворота, помещение храма использовалось под мастерские. Ныне колокольня сохранилась с единственным колоколом, часы были утрачены. В храме восстановлены лишь четыре угловых и центральный купол.

Рождественская церковь.    Троицкая церковь.
Рождественская церковь                    Троицкая церковь

          Троицкая церковь была построена в 80-х годах XVIII века. В XX веке она была закрыта, окна забиты иконами, ценности вынесены. К счастью в храме сохранились фрески, выполненные крепостными художниками Шереметевых, которые нам не удалось посмотреть. Церковь была в чуть более лучшем состоянии, нежели нынешняя Рождественская. Сегодня после реставрации это красивейший храм, лицо села. Можно сказать, что он даже слишком шикарен для сельской местности.

          Храмовый комплекс когда-то был обнесён с трёх сторон каменной оградой с воротами в виде трёхпролётной арки и с двумя угловыми часовнями. С востока вместо стены построили торговые ряды. Частью ансамбля были находящиеся за оградой каменные купеческие дома. Ныне от всего этого остались ворота, некоторые намёки на стену, северная угловая часовня и остатки торговых рядов. Планируется восстановление.

Казаки.    Казак из местных А.Е. Зайцев держит слово.
Казаки.                                                            А.Е. Зайцев.

          Порядком изжарившись на полянке между храмами под палящим солнцем, мы отправились на север от ансамбля, где справа от дороги в глубине среди деревьев проглядывался серебристый памятник павшим вощажниковцам на фронтах Великой Отечественной. Пройдя мимо памятника с пару десятков метров мы остановились, гадая в мыслях, что же тут было? Оказалось, мы стояли на месте усадьбы Шереметевых. Здание горело, разрушалось смерчем, а в XX веке попросу было разобрано, как поговаривают старожилы, из-за нужды в материалах для строительства промышленных объектов. Теперь осталась лишь часть усадебного парка с вековыми липами. Здание усадьбы так же планируют восстановить. Как бы сказал мой попутчик Александр: «Планов – громадьё!»

          Возвращаясь к дороге, приметили множество людей, непонятно по какой причине толпившихся на противоположной обочине. Тут же суетились всё те же казачки со стягом. Как выяснилось, с минуты на минуту предстояла закладка основания памятника Борису Петровичу Шереметеву. Место закладки было выбрано, на первый взгляд, странное – в низине, у пруда, отделённого зарослями кустарника. Как поговаривали, оно в придачу ещё и подтапливалось по весне. Позже нам разъяснили логику. Памятник будет стоять напротив усадьбы, несколько поднят над уровнем земли, а кустарник будет вырублен, чтоб открылся пруд. Было приведено сравнение с Петербургом, который тоже выстроен на болоте, а пруд как символ победы над шведами в Северной войне. Вот такой вот символизм.

Основание памятника Борису Петровичу Шереметеву заложено.
Основание памятника Борису Петровичу Шереметеву заложено.

          От дороги к закладочному камню ведёт отсыпанная песком дорожка, место вокруг выкошено. Близ валуна суетятся девчата в народных костюмах с подносом: на нём мастерок и рукавицы. Подходит казачий отряд. Казак из местных А.Е. Зайцев предоставил право для символической закладки представителя борисоглебской администрации. Закладку казаки завершили хором: «Служу России!».

        
А.Е. Зайцев                        Н.П. Кузнецова                        Л.А. Смирнова

          Следующим пунктом программы были Четвёртые Шереметевские чтения, зал для проведения которой подготовили на втором этаже школы. По дороге назад я до конца ощутил колорит сельской жизни, обнаружив ботинком следы пребывания крупного рогатого скота. Мы не будем углубляться и пересказывать доклады, которые прозвучали на конференции, а лишь подметим атмосферу, в которой всё это происходило.

          Начались чтения представлением почётных гостей, среди которых были всё те же казаки, представители администрации Борисоглебского района, Шереметев-центра, краеведы, историки, художники. Один из них – А.Е. Зайцев, как оказалось член союза художников России, скульптор, представил проект памятника Б.П. Шереметеву. Мы с интересом заслушали доклады на темы «Предки Б.П. Шереметева», «Б.П. Шереметев – полководец и дипломат», «Б.П. Шереметев и Дмитрий Ростовский», «История Вощажниковской школы», «П.И. Ковалёва - жемчужина русского театра». Вообще, о Прасковье Ковалёвой было сказано очень много и вне докладов, на наших глазах даже разыгралась теоретическая дуэль между двумя исследователями, каждый из которых имеет свою версию о месте её рождения. Творческая часть конференции была представлена выступлением коллектива «Память», который исполнил несколько романсов, в том числе на музыку одного из представителей знаменитого рода, З.И. Коптева исполнила авторскую песню «Примадонна Прасковья», школьный коллектив представил сценку из истории постройки усадьбы.

Проект памятной медали о посещении села Петром Петровичем Шереметевым.
Проект памятной медали о посещении села Петром Петровичем Шереметевым.

          Кроме всего прочего, был представлен слепок с барельефа Б. П. Шереметева из галереи русских полководцев в Ярославле и проект памятной медали о посещении села Петром Петровичем Шереметевым. На медали изображены профили Петра Петровича и Бориса Петровича Шереметевых, смотрящие друг на друга. Между ними – герб Шереметевых, а внизу место для памятной надписи, которую разработчики приняли решение изменить, т.к. Пётр Петрович так и не приехал.

          Регламент конференции был несколько нарушен, из-за чего всё прошло без перерыва, а оставшиеся участники были ограничены во времени. За конференцией последовал обед в одном из залов школы, где нас накормили деревенской картошкой с зеленью и напоили чаем с местной выпечкой.

          Запланированный концерт в ДК села Вощажниково был перенесён на площадку перед школой, что мало радовало – зной просто валил с ног. На плацу полукругом появилось десятка два человек в национальных костюмах. Как выяснилось из преамбулы, коллектив именовал себя «Туторки-Матуторки», что не могло не вызвать улыбку, да ещё с таким жизнерадостным руководителем: немолодая полненькая женщина просто горела энтузиазмом и задором. Призыв броситься в пляс казалось вызвал обратный эффект – народ, убегая от пекла, попрятался под кроны деревьев, под крыши, за углы школы. Даже казачки не устояли. Из присутствующих энтузиазм в плясках проявили лишь две женщины.

          Дорога домой прошла под пенье «Туторок-Матуторок» и за ознакомлением с казачьими газетами, подваренных на чтениях…


 


18 марта
2016 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо