ВОРОНИН Евгений Евгеньевич, член ЯрИРО, г. Ярославль
ЯРОСЛАВЛЬ – С. ВОЩАЖНИКОВО
12 июля 2007 г.
В начале месяца ярославский краевед Ирина Ивановна Зенкина сообщила, что 12 июля планируется поездка в село Вощажниково Борисоглебского района. Из наших набралось не много – всего двое, я и Александр Пенкин. В селе Вощажниково мы ранее никогда не были и посему сразу же изъявили желание. День выдался солнечным, безветренным, жарким. От этого одновременно было и приятно и тяжело. Ехали на туристическом автобусе через Ростов Великий, откуда свернули на запад, на борисоглебское направление. Сама Ирина Ивановна с нами не поехала, и дорогу до места назначения пришлось коротать без её уже таких привычных пояснительных рассказов. Поездкой руководила Кузнецова Нина Петровна, руководитель Шереметев-центра в Ярославле, краевед.
Проезжая посёлок Борисоглебский, бросилось в глаза обилие памятников скульптора Церетели, рассыпанных по местности. Не задерживаясь, через пару километров были в Вощажниково. Первое, куда мы направились, оказалась вощажниковская средняя школа – небольшое, старенькое 2-х этажное здание. Мы самостоятельно познакомились со школой и небольшим краеведческим музеем при ней. Экспозиция была собрана учителями и учениками буквально по крупицам. Из письменных и устных источников информация, а предметы быта из семей коренных жителей, местных свалок и из земли. Ребята сами всё рассказывают и показывают, отвечают на вопросы. На стенах школы фотовыставки с материалами о Шереметевых, известных земляках, участниках Великой Отечественной Войны, истории края.
Ходил упорный слух, что на торжества прибудет Пётр Петрович Шереметев, проживающий во Франции, чего с нетерпением, судя по лицам, ожидали многие из наших попутчиков. Время близилось к десяти, графа всё не было, и нам была предложена небольшая экскурсия по селу.
Борис Петрович и Петр Петрович Шереметевы
Село Вощажниково известно с ХIII века. Тогда оно было вотчиной ростовских князей Константиновичей, а в дальнейшем в течение почти трёх столетий принадлежало их потомкам - князьям Пужбольским. В XVII веке село переходит московским князьям, становится дворцовым. Исконными промыслами в Вощажниково были пасечное дело и рыбная ловля. Именно благодаря первому промыслу село получило своё название. «Вощина» - воск. Сегодня пчеловодство в этих знатных местах получает вторую жизнь, и даже был открыт музей пчелы.
В 1706 году земли Вощажниковской волости были подарены Петром I одному из ближайших его сподвижников военному начальнику Борису Петровичу Шереметеву за заслуги в Северной войне, закрепляясь за этой знатной семьёй на триста с лишним лет, до самого 1917 года.
На территории села находилось три храма, воздвигнутые в XVII-XVIII веках. Два из них были следующим этапом экскурсии. Приближаясь к храмам, встретили людей в военной форме, как оказалось, казаки. Шашки, нагайки, бороды. «Как в прошлом веке оказались», - пошутил Саша. Более старшая, разрушающаяся Рождественская церковь теряется на фоне более молодой, крупной и восстановленной Троицкой. В начале Рождественская была одноглавой, а к концу XVIII века становится пятиглавой и теряет первоначальный декор фасада под штукатуркой, остатки которого обнажились теперь после десятилетий простоя и разрушения – видны наличники в виде больших кокошников над окнами нижнего света храма и над трапезной. Во время перестройки была пристроена четырёхъярусная колокольня, на которой установили часы. В советское время часть южной стены была переделана в ворота, помещение храма использовалось под мастерские. Ныне колокольня сохранилась с единственным колоколом, часы были утрачены. В храме восстановлены лишь четыре угловых и центральный купол.
Рождественская церковь Троицкая церковь
Троицкая церковь была построена в 80-х годах XVIII века. В XX веке она была закрыта, окна забиты иконами, ценности вынесены. К счастью в храме сохранились фрески, выполненные крепостными художниками Шереметевых, которые нам не удалось посмотреть. Церковь была в чуть более лучшем состоянии, нежели нынешняя Рождественская. Сегодня после реставрации это красивейший храм, лицо села. Можно сказать, что он даже слишком шикарен для сельской местности.
Храмовый комплекс когда-то был обнесён с трёх сторон каменной оградой с воротами в виде трёхпролётной арки и с двумя угловыми часовнями. С востока вместо стены построили торговые ряды. Частью ансамбля были находящиеся за оградой каменные купеческие дома. Ныне от всего этого остались ворота, некоторые намёки на стену, северная угловая часовня и остатки торговых рядов. Планируется восстановление.
Казаки. А.Е. Зайцев.
Порядком изжарившись на полянке между храмами под палящим солнцем, мы отправились на север от ансамбля, где справа от дороги в глубине среди деревьев проглядывался серебристый памятник павшим вощажниковцам на фронтах Великой Отечественной. Пройдя мимо памятника с пару десятков метров мы остановились, гадая в мыслях, что же тут было? Оказалось, мы стояли на месте усадьбы Шереметевых. Здание горело, разрушалось смерчем, а в XX веке попросу было разобрано, как поговаривают старожилы, из-за нужды в материалах для строительства промышленных объектов. Теперь осталась лишь часть усадебного парка с вековыми липами. Здание усадьбы так же планируют восстановить. Как бы сказал мой попутчик Александр: «Планов – громадьё!»
Возвращаясь к дороге, приметили множество людей, непонятно по какой причине толпившихся на противоположной обочине. Тут же суетились всё те же казачки со стягом. Как выяснилось, с минуты на минуту предстояла закладка основания памятника Борису Петровичу Шереметеву. Место закладки было выбрано, на первый взгляд, странное – в низине, у пруда, отделённого зарослями кустарника. Как поговаривали, оно в придачу ещё и подтапливалось по весне. Позже нам разъяснили логику. Памятник будет стоять напротив усадьбы, несколько поднят над уровнем земли, а кустарник будет вырублен, чтоб открылся пруд. Было приведено сравнение с Петербургом, который тоже выстроен на болоте, а пруд как символ победы над шведами в Северной войне. Вот такой вот символизм.
Основание памятника Борису Петровичу Шереметеву заложено.
От дороги к закладочному камню ведёт отсыпанная песком дорожка, место вокруг выкошено. Близ валуна суетятся девчата в народных костюмах с подносом: на нём мастерок и рукавицы. Подходит казачий отряд. Казак из местных А.Е. Зайцев предоставил право для символической закладки представителя борисоглебской администрации. Закладку казаки завершили хором: «Служу России!».
А.Е. Зайцев Н.П. Кузнецова Л.А. Смирнова
Следующим пунктом программы были Четвёртые Шереметевские чтения, зал для проведения которой подготовили на втором этаже школы. По дороге назад я до конца ощутил колорит сельской жизни, обнаружив ботинком следы пребывания крупного рогатого скота. Мы не будем углубляться и пересказывать доклады, которые прозвучали на конференции, а лишь подметим атмосферу, в которой всё это происходило.
Начались чтения представлением почётных гостей, среди которых были всё те же казаки, представители администрации Борисоглебского района, Шереметев-центра, краеведы, историки, художники. Один из них – А.Е. Зайцев, как оказалось член союза художников России, скульптор, представил проект памятника Б.П. Шереметеву. Мы с интересом заслушали доклады на темы «Предки Б.П. Шереметева», «Б.П. Шереметев – полководец и дипломат», «Б.П. Шереметев и Дмитрий Ростовский», «История Вощажниковской школы», «П.И. Ковалёва - жемчужина русского театра». Вообще, о Прасковье Ковалёвой было сказано очень много и вне докладов, на наших глазах даже разыгралась теоретическая дуэль между двумя исследователями, каждый из которых имеет свою версию о месте её рождения. Творческая часть конференции была представлена выступлением коллектива «Память», который исполнил несколько романсов, в том числе на музыку одного из представителей знаменитого рода, З.И. Коптева исполнила авторскую песню «Примадонна Прасковья», школьный коллектив представил сценку из истории постройки усадьбы.
Проект памятной медали о посещении села Петром Петровичем Шереметевым.
Кроме всего прочего, был представлен слепок с барельефа Б. П. Шереметева из галереи русских полководцев в Ярославле и проект памятной медали о посещении села Петром Петровичем Шереметевым. На медали изображены профили Петра Петровича и Бориса Петровича Шереметевых, смотрящие друг на друга. Между ними – герб Шереметевых, а внизу место для памятной надписи, которую разработчики приняли решение изменить, т.к. Пётр Петрович так и не приехал.
Регламент конференции был несколько нарушен, из-за чего всё прошло без перерыва, а оставшиеся участники были ограничены во времени. За конференцией последовал обед в одном из залов школы, где нас накормили деревенской картошкой с зеленью и напоили чаем с местной выпечкой.
Запланированный концерт в ДК села Вощажниково был перенесён на площадку перед школой, что мало радовало – зной просто валил с ног. На плацу полукругом появилось десятка два человек в национальных костюмах. Как выяснилось из преамбулы, коллектив именовал себя «Туторки-Матуторки», что не могло не вызвать улыбку, да ещё с таким жизнерадостным руководителем: немолодая полненькая женщина просто горела энтузиазмом и задором. Призыв броситься в пляс казалось вызвал обратный эффект – народ, убегая от пекла, попрятался под кроны деревьев, под крыши, за углы школы. Даже казачки не устояли. Из присутствующих энтузиазм в плясках проявили лишь две женщины.
Дорога домой прошла под пенье «Туторок-Матуторок» и за ознакомлением с казачьими газетами, подваренных на чтениях…