Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Наши путешествия



ПЕНКИН Александр Геннадьевич,
член ЯрИРО, г. Ярославль


ЯРОСЛАВЛЬ – С. ДАВЫДОВО – С. ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ – С. АББАКУМЦЕВО

4 ноября 2005 г.


          Поездка по Ярославскому и Некрасовскому району, которая состоялась в этот день, тоже не планировалась. Но мне всегда приятно побывать на родных для меня и моих предков земле. Да и у Александра корни из этого же Некрасовского, или по старому, Большесольского района.

Схема нашего путешествия  4 ноября 2005 года.

Схема нашего путешествия 4 ноября 2005 года.


          Сначала созрело решение навестить отца Владимира, бывшего настоятеля церкви Рождества Богородицы из Некрасовского, с которым мы начинали проведение дней памяти Новомученика Александра Поздеевского. Теперь отец Владимир служит в Христорождественской церкви села Давыдово, что в тридцати километрах от Ярославля по дороге на Данилов. Не доезжая до поворота на поселок Толбухино, мы повернули налево и уже издали увидели церковь.
          По своей архитектуре она напомнила нам Троицкую церковь села Диево-Городище.

Церковь Рождества Христова в селе Давыдово.

Церковь Рождества Христова в селе Давыдово.


          Тот же, характерный для ярославской земли XVIII-XIX вв., тип кораблем: высокий четверик с пятиглавием, трапезная и трехъярусная колокольня, расположенные по одной оси. Эта церковь построена в 1829 году на средства прихожан. Престолов в ней три: в холодной – Рождества Христова, в теплых – во имя Шуйской и Смоленской Божьей Матери и Святителя Чудотворца Николая.
          Отец Владимир встретил нас приветливо, не особенно, правда, удивившись. Служба к этому времени закончилась, и мы смогли осмотреть храм, который за свое существование практически не закрывался, но все же пострадал в разное время от людей и государства. Тем не менее, убранство сельского храма впечатляет. Высокий, резной иконостас, иконы в серебряных и золоченых окладах, хорошо сохранившиеся фрески на стенах, церковная утварь.
          В прошлый раз я упоминал о некоторых совпадениях, сопровождающих наши путешествия. Не обошлось без таковых и сегодня. В Большесольской церкви Рождества Богородицы празднование памяти Новомученика Александра Поздеевского совпадает с праздником иконы Смоленской Божьей Матери, а здесь, в Давыдове, один из престолов освящен в Ее честь. На северной стене зимнего храма - фреска с изображением Ярославских чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора и детей его Давида и Константина. Именно в день празднования их памяти 2 октября был арестован Александр Поздеевский в 1937 году, ну а я крестился в 2005 г.

Интерьер церкви Рождества Христова. Слева фреска с изображением Ярославских чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, справа Святое распятие с фигурами Богоматери и Иоанна Богослова.  Интерьер церкви Рождества Христова. Слева фреска с изображением Ярославских чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, справа Святое распятие с фигурами Богоматери и Иоанна Богослова.

Интерьер церкви Рождества Христова. Слева фреска с изображением Ярославских чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, справа Святое распятие с фигурами Богоматери и Иоанна Богослова.


          По нашей просьбе отец Владимир сфотографировался с нами и тут же достал откуда-то из-под облачения свой цифровой фотоаппарат, чтобы сделать снимки и на нем. Новые цифровые технологии на службе не только производства! С Александром он сфотографировался у южной стены, а со мной у северной. На обеих фотографиях видна часть иконостаса, клирос, иконы в богатых окладах и резных киотах.
          В одном из теплых приделов отец Владимир показал нам двери, сделанные из старинных потемневших икон (по его утверждению XVI века). Затем мы обошли церковь снаружи, постояли у могил бывших священнослужителей, в числе которых могила архимандрита Вениамина, однокашника митрополита Смоленского Кирилла, который в недавний свой приезд поминал о нем в разговоре с отцом Владимиром.
          На колокольне сохранились и колокола, вот только проблема – до них трудно добраться и некому звонить. В прошлые Пасхальные праздники звонил, как Бог на душу положил, один из прихожан, врач по профессии. И вроде все получилось.

Отец Владимир и Александр Поздеевский.

Отец Владимир и Александр Поздеевский.


          В начале XX века приход церкви, кроме села, составлял восемь деревень, в которых проживало более 900 человек. А в одном Давыдове было около 320 жителей.
          Сейчас и село и деревни опустели, в них живут в основном дачники, а на службы собирается не более двух десятков человек по праздникам. Печальная, но типичная картина…
          Отец Владимир пригласил нас в свой дом, но планов впереди было еще много и, распрощавшись, мы отправились в дальнейший путь.
          Не доезжая до Андроников, где жила до недавнего времени сводная сестра моей матери, а также родины нашего земляка маршала Толбухина, мы повернули в сторону поселка, названного в его честь.
          Следующим этапом нашей поездки было село Петропавловское, что на Келноти. Всем жителям нашей области знакомо название этой реки, особенно рыбакам, но не все знают, где она расположена, и как туда добраться. Наши познания были тоже очень приблизительными. Поселок Толбухино, ранее называвшийся селом Давыдковым, мы проехали быстро и остановились у Т-образной развилки, словно богатыри из сказки перед дорожным камнем. Долго бы нам пришлось чесать затылки, если бы рядом не сидели «аборигены». Их совет был однозначный: «Правее держитесь, правее…». Эта картина напомнила нам известный кинофильм про Ленина, когда он пробирался с повязкой на щеке в Смольный руководить восстанием (ну, опоздал человек, с кем не бывает?).
          Обещанный указатель на Уткино показался вскоре, а вот путь до него и до любимской дороги оказался длинным. Обыкновенная проселочная дорога, местами припорошенная снегом, а на открытых участках с небольшими лужами, навевала скуку и какое то тревожное беспокойство, типа: «Куда ты завел нас, проклятый старик?..»
          Если присмотреться к схеме нашего путешествия, то можно заметить, что мы еще сделали лишний крюк в шесть километров, заезжая в село Спас-Виталий. Там, местные мальчишки и подсказали нам, как правильно проехать в сторону Красного Профинтерна. Быстро добравшись до развилки на Вятское и Бор, машина повернула направо и понеслась к знакомым с детства селениям. Но нам требовалась помощь профессионала. Связавшись по мобильному с нашей постоянной спутницей Ириной Ивановной, уехавшей в тот день в Ростов Великий, мы уточнили дальнейший путь. Под ее чутким руководством по телефону благополучно миновали поворот на Макарово и повернули на Заболотье. Именно в той стороне и расположено село Петропавловское. Дорога стала намного оживленнее – это многочисленные рыбаки искали своего рыбацкого счастья по перволедку. Изредка показывалась и серо-голубая поверхность реки, покрытая тонким и прозрачным, почти невидимым слоем льда, но по которому рыбаки смело ходили и терпеливо сидели над лунками.
          Наконец, вдали за речкой, слева от дороги, сквозь легкую дымку морозного дня показалась церковь с колокольней. Никаких указателей, как всегда, не было. Но мы знали из книги «Сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» за 1908 год, что церковь была только в селе Петропавловском на Келноти, а в соседних деревнях только часовни.
          В церкви три престола: в летней во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в зимней – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и третий – во имя Тихона Святителя Амафунтского. Помните о совпадениях? В Большесольской церкви в одном из приделов престол также освящен во имя Тихона Амафунтского!
          Церковь построена в 1802 году на средства прихожан. Видимо и село раньше было большим и богатым. В нем располагалась министерская двухклассная школа, две земские школы, церковно-приходская и школа грамоты, а также библиотека-читальня и церковно-приходское попечительство. Да и штат причта был большой: два священника, диакон и два псаломщика.

Вид на село Петропавловское на Келноти.

Вид на село Петропавловское на Келноти.


          Вблизи церковь выглядит непривлекательно. В трапезной полное запустение, сквозь решетки окон гуляет ветер. Кажется, что храм неживой. Но подойдя ко входу на колокольню, мы заметили застекленные и затянутые пленкой окна, а за ними едва видимые теплящиеся лампады.
          И здесь храм возрождается! На дверях висел замок. Служба была утром и сейчас рядом с церковью не было ни души. Кладбище, расположившееся вокруг, не вызывало ощущения запустения. Многие могилы ухожены. Сохранились даже старинные. Под крестом из серого камня лежит некий господин Прохоров. Рядом хорошо сохранившийся памятник из черного мрамора с надписью:
          Здесь погребены тела рабов Божиих: деревни Вороксы отставной унтер-офицер Иван Петров Бугров, родился 20 января 1832 г., скончался 10 октября 1888 г. Жития его 57 л. 9 м. Сын его запасной ферверкер конно Гвардейской Артелицкой бригады 5 батареи Василий Иванов Бугров. Родился 23 декабря 1859 г. Скончался 15 сентября 1889 г. Жития его 29 лет 8 м. 7 д. Поступил в военную службу в 1880 г. в ноябре.
          Ближе к алтарной части у северной стены Саша нашел захоронения рода Введенских. С одним из представителей этой семьи связана особая история, соприкасающаяся с историей одного моего деда.

У могилы унтер-офицера Бугрова.

У могилы унтер-офицера Бугрова.


          В начале 1930 года в районе шла активная борьба с «антисоветскими элементами, кулаками и церковниками». В Заболотском сельсовете была арестована группа из одиннадцати человек, среди которых были священнослужители Успенский и Введенский.
          Введенский Алексей Васильевич родился в 1903 г. в с. Прусово. Около 1925 года он принял сан диакона и служил в церкви с.Петропавловское Больше-Сольского района. В 1930 г. был арестован и осужден по статье 58.10. УК на пять лет концлагерей. После отбытия четырех лет на Беломорканале, вернулся домой. Вскоре был снова арестован в 1934 г., затем в 1937 г., и в августе того же года расстрелян…[1]


          В августе 2000 года Освященный Архиерейский Собор определил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, в числе которых есть и имя диакона Алексия Введенского из села Петропавловского.
          Память священномученика Алексия отмечается теперь 26 августа в день его мученической смерти.
          А ведь мой дед Павел и крещен был в Петропавловской церкви в 1892 году. Его мать Параскева Константинова дочь крестьянина Константина Федорова была родом из деревни Рылово, что в шести верстах от села. Родила она сына, по-видимому, в родительском доме. Восприемниками Павла были крестьянин Дмитрий Логинов и девица Параскева Николаева из деревни Рылово.

Метрическая выпись о рождении П.Н. Батазова.

Метрическая выпись о рождении П.Н. Батазова.


          А поручителями на свадьбе родителей Павла были крестьянин Димитрий Логинов Федоров из села Петропавловского и крестьянин Павел Константинов из деревни Рылово. Да и первая супруга деда - Глафира Иванова Коблихина дочь крестьянина села Петропавловского Ивана Яковлева Коблихина! Оказывается Петропавловское для меня такое же родное, как например, Диево-Городище!
          Интересно, есть ли еще представители этих фамилий в селе, и существует ли сама деревня Рылово? В эту поездку мне ничего не удалось узнать. А все лень беспросветная и плохая подготовка! J Ну, что ж, урок на будущее.
          В сторону Ярославля поехали другим путем – через Красный Профинтерн. В поселке почти ничего не меняется. Удивила заводская труба с тонкой струйкой дыма, но, скорее всего, это признаки работы котельной, а не завода. Сорокаквартирный дом потихоньку ветшает, от резной дачи, где когда то родилась моя мать, не осталось и следа. Сгоревший дом со странным названием ФУБР так и стоит с пустыми глазницами окон. За окнами квартиры моего другого деда видны уютные занавески, там живет молодая семья. Что-то было не так в поселке, но никак не мог понять что? И только когда приоткрыл окно машины, понял, что нет специфичного запаха Профинтерна, запаха переработанной кукурузы. Значит завод стоит… Единственное, что порадовало, появились признаки пусть не реставрации, но консервации деревянного резного особняка Понизовкиных. И дом и «замок» обнесены забором, окна затянуты пленкой. Может и сумеют сохранить былую красоту…
          Следующая короткая остановка в селе Рыбницы у восстанавливаемого дома бывшей лепной школы. Вообще-то, этот дом в разное время принадлежал пароходчику Рябинину, Понизовкиным, брату А.М. Опекушина – Константину, потом уже там недолгое время была школа лепщиков. Мы впервые побывали здесь в 2002 году. Ирина Ивановна Зенкина руководит восстановлением дома, где планируется разместить музей скульптора А.М Опекушина. С тех пор мы наблюдаем за изменениями. Сегодня дом предстал перед нами совсем другим:

До 1918 г.  2002 г.

До 1918 г.  2002 г.

Июнь 2005 г.  Ноябрь 2005 г.

Июнь 2005 г.  Ноябрь 2005 г.


          Уже миновав деревню Грешнево, где провел детство Н.А. Некрасов, решили завернуть в село Аббакумцево. Как ни странно, но мы ни разу там не были. Хотя теоретически знали, что там есть школа, построенная на средства поэта, а также семейный склеп Некрасовых и могила его матери. Дорога неожиданно закончилась тупиком. Но до церкви дойти буквально несколько шагов. Справа виден деревянный двухэтажный дом с мемориальной доской. Это и есть «некрасовская» школа для крестьянских детей.

Церковь Петра и Павла в селе Аббакумцеве. Справа - семейная усыпальница Некрасовых.

Церковь Петра и Павла в селе Аббакумцеве.
Справа - семейная усыпальница Некрасовых.


          Мы подходили к храмовому комплексу, который состоит двух церквей: холодной во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (1791 г.) с двумя приделами во имя Архангела Михаила и Апостолов Петра и Павла; теплой – во имя Сретения Господня (1862 г.). Совсем недавно на колокольне был установлен новый крест. Хорошо сохранилась ограда, южные и северные ворота. В ее северо-восточном углу – часовня, построенная в 1902 году; в юго-восточном – каменная усыпальница рода Некрасовых. В этом круглом строении из красного кирпича был погребен отец Некрасова и другие члены семьи. Но по словам Ирины Ивановны, сейчас там пустая, выложенная кирпичом яма… Наше «наследие»…
          Н.А. Некрасов писал об этом храме в стихотворении «Рыцарь на час»:

                    В стороне от больших городов,
                    Посреди бесконечных лугов,
                    За селом, на горе невысокой,
                    Вся бела, вся видна при луне
                    Церковь старая чудится мне,
                    И на белой церковной стене
                    Отражается крест одинокий...


          У алтарной стены находится могила с небольшим памятником матери поэта – Елене Андреевне Некрасовой (в девичестве Закревской), скончавшейся 29 июля 1841 года. Ее жизнь не сложилась, всю свою любовь она отдавала детям.

У могилы Е.А. Некрасовой в селе Аббакумцево.

У могилы Е.А. Некрасовой в селе Аббакумцево.


          На этом и закончилось наше небольшое очередное путешествие. Наверное, уместно было здесь вспомнить некоторые строки, в которых Николай Алексеевич обращался к матери («Рыцарь на час»):

          Повидайся со мною, родимая,
          Появись легкой тенью на миг!
          Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
          Всю ты жизнь прожила для других.
          С головой, бурям жизни открытою,
          Весь свой век под грозою сердитою
          Простояла ты, грудью своей
          Защищая любимых детей.
          ***
          Треволненья мирского далекая,
          С неземным выраженьем в очах,
          Русокудрая, голубоокая,
          С тихой грустью на бледных устах,
          Под грозой величаво-безгласная
          Молода умерла ты, прекрасная,
          И такой же явилась ты мне
          При волшебно-светящей луне.
          Да! я вижу тебя, бледнолицую,
          И на суд твой себя отдаю.
          Не робеть перед правдой-царицею
          Научила ты музу мою:
          Мне не страшны друзей сожаления,
          Не обидно врагов торжество,
          Изреки только слово прощения
          Ты, чистейшей любви божество!
          ***
          В эту ночь я хотел бы рыдать
          На могиле далекой,
          Где лежит моя бедная мать…

          

Могила Е.А. Некрасовой в селе Аббакумцево.

Могила Е.А. Некрасовой в селе Аббакумцево.


 


18 марта
2016 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо