Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Наши путешествия



ПЕНКИН Александр Геннадьевич,
член ЯрИРО, г. Ярославль


ЯРОСЛАВЛЬ – СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ –
БОРИСОГЛЕБСКОЕ – ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО ИРИНАРХА ЗАТВОРНИКА

25 августа 2005 г.


          Ярославская земля богата древними святынями. Сколько мы не колесили по ней, всегда остается что-то еще неизвестное нам, неведомое. Безрадостно, что многие храмы и монастыри до сих пор стоят полуразрушенными, с зияющими окнами, обезглавленные, словно древнерусские богатыри, посеченные в бою с врагами земли русской. Другие постепенно восстанавливаются, обретая былую силу, красоту и мощь. Возрождается в них и духовное начало: вновь населяются монастыри, в церквях проводятся службы, нет гонений на верующих и духовных служителей.
           Вот уже несколько лет, как вернулась традиция проводить крестные ходы в памятных и торжественных случаях. Об одном из них, ежегодном, многодневном, мы часто видим по телевидению, читаем о нем в прессе. Это крестный ход в самом конце июля из Борисоглебского монастыря в село Кондаково – родину преподобного Иринарха в 40 километрах от монастыря. Никто из нас не был в тех краях, и решение о поездке возникло без колебаний.
          И на этот раз природа вновь благоволила нам, подарив теплый, но не жаркий солнечный день. На въезде в Ростов (со стороны Ярославля) мы повернули направо и через несколько минут уже подъезжали к Свято-Троицкому Сергиеву Варницкому монастырю.
          Впервые наша компания побывала в Троице-Сергиевом Варницком монастыре в январе 2003 года, когда там вовсю шли ремонтно-реставрационные работы, Троицкий собор был весь в паутине строительных лесов, но во Введенском храме уже проводились службы. Внутри все говорило о приближающемся празднике Рождества Христова. Новая церковная утварь блестела позолотой, храм был чистый, словно умытый, служители устанавливали зеленые елки, то есть была обычная предпраздничная радостная суета.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь с литографии конца XIX века.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь с литографии конца XIX века.


          Этот монастырь был основан на месте родительского дома Преподобного Сергия Радонежского. На этих землях родился Варфоломей, так звали в миру Преподобного Сергия. Это здесь ему было видение черноризца, старца святого, который возвестил, что «будет отрок сосудом избранным Святого Духа». С того дня не дававшееся ранее учение пошло успешно. Отрок, получив благословение от старца, «начал читать псалмы очень хорошо и стройно, и с того часа он хорошо стал знать грамоту». На прощание старец предсказал благочестивым родителям: «Будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни».

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890 г.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890 г.


          Богослужения в храмах возобновились в 1989 году, а в 1995 году монастырь стал подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
          И вот теперь перед нами предстали, уничтоженные ранее, великолепные монастырские стены и башни, храмы, новая трапезная, чистая, ухоженная территория. А работа по восстановлению обители продолжается непрерывно, возвращая из забвения памятник общероссийского значения. Ведь именно здесь в XV веке был заложен Троице-Сергиевский монастырь «на том самом якобы месте, где стоял дом отца Преподобного Сергия Радонежского» и где, следовательно, родился сам Сергий. Его родителей – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию церковь прославила в лике святых. Они постриглись в монашество перед своей смертью и погребены в Хотьковском Покровском монастыре. Но и здесь, в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, все овеяно памятью о Преподобном Сергии Радонежском, преподобных Кирилле и Марии.

Территория Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря в 2000 году.

Территория Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря в 2000 году.

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, январь 2003 г.   Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, январь 2003 г.

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, январь 2003 г.


          Буквально пару недель назад земли этого монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В свой предыдущий приезд в 1997 году он говорил:
          «Место рождения глубоко почитаемого на Руси святого – Преподобного Сергия Радонежского, основателя главной святыни России, Свято-Троицкой Лавры – должно по праву вызвать чувство душевного волнения и благоговения у каждого русского человека… Игуменом Земли Русской признали Преподобного Сергия Радонежского не только в народе, но и князья, а впоследствии и правящие государи на Руси. Сегодня Родина Преподобного находится в полном запустении, и мы все оказались в неоплатном долгу перед истинным воином Христа Бога, который «яко солнце Отечеству своему возсиял еси».
          Насколько разительная перемена произошла в монастыре за эти семь лет, можно убедиться по нашим фотографиям.

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, август 2005 г.

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, август 2005 г.

Панорама Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря со стороны южных ворот.

Панорама Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря со стороны южных ворот.


          Но целью сегодняшнего путешествия был все же поселок Борисоглебский со своими историческими памятниками. У железнодорожного переезда машина повернула на север и помчалась в сторону поселка. Мы с Сашей люди не суеверные. Уже дома оказалось, что по моим дневниковым записям это тринадцатая по счету поездка. И, видимо, это оказало свое действие. Не проехали мы и пары километров, как из кустов выскочил доблестный инспектор ГИБДД в предвкушении сбора дорожной дани. Но на наше настроение это вовсе не повлияло, и весь оставшийся день прошел очень удачно.
          От Ростова до Борисоглебского всего восемнадцать километров, которые пролетели совсем незаметно. Впереди показались огромные крепостные стены, пожалуй, таких мы не видели ни в Ярославле, ни в Переславле. На этот раз с нами не было нашей Ирины Ивановны, и нам пришлось все исследовать самостоятельно.

Схема Борисоглебского монастыря.

Схема Борисоглебского монастыря

1. Собор Бориса и Глеба (1522 – 1523)   7. Братский корпус (XVI в.)
2. Благовещенская церковь (1524 – 1526)   8. Сергиевская надвратная церковь (1679)
3. Настоятельские покои (XVI – XVII в.)   9. Звонница (1690)
4. Просфорный корпус (XVI – XVII в.)   10. Сретенская надвратная церковь (XVI–XVII в.)
5. Кельи архимандрита (XVIII в.)   11. Келья преподобного Иринарха
6. Старые настоятельские покои (XVI – XVII в.)    
Южные проездные ворота и  Сергиевская надвратная церковь.

Южные проездные ворота и Сергиевская надвратная церковь.


          Осмотр начали с южных монастырских ворот, которые проходят под Сергиевской надвратной церковью 1679 года. Вызывают восхищение резные каменные столбы южной галереи церкви Сергия.

Южные проездные ворота.

Южные проездные ворота.


          Рядом с проездными воротами нас заинтересовал узкий коридор, идущий параллельно широкому проезду. С наружной стороны он запирается кованой железной решеткой.


          История монастыря началась в XIV веке с небольшой деревянной кельи и церкви во имя Бориса и Глеба. Предание гласит, что во времена Дмитрия Донского пришел из Новгородской земли и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубив себе келью. Через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году братья узнали о прибытии в Ростов Сергия Радонежского и направились к ростовскому князю Константину Васильевичу, чтобы при поддержке Сергия получить согласие на строительство монастыря. Сергий Радонежский сам приехал на берега Устья и указал, где строить храм и монастырь.

Сергиевская надвратная церковь.   Сретенская надвратная церковь.

Сергиевская надвратная церковь.     Сретенская надвратная церковь.


          Вскоре монастырь-крепость стал одним из звеньев защиты северо-восточных путей на Москву. В стенах Борисоглебского монастыря бывали Иван Грозный, Дмитрий Пожарский, Московские князья и цари. К началу XVI века по повелению великого Московского князя Василия III началось строительство каменного храма во имя Бориса и Глеба.
          Западнее собора возведена Благовещенская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой и настоятельскими покоями. То, что видим мы сейчас, значительно отличается от первоначального собора Бориса и Глеба. В XVIII веке было перестроено покрытие храма, надстроен барабан, заменена глава и много других мелких переделок, в результате чего вид храма сильно изменился.
          Внутри храма сегодня продолжаются ремонтно-восстановительные работы. Хочется надеяться, что они не приведут к еще большим изменениям, а вернут черты первоначального облика. В юго-западном углу церкви установлено чеканное надгробие над гробницей основателей монастыря Федора и Павла. Иконостас был перенесен сюда в 1989 году из церкви села Губичево. В 1994 году монастырь начал свое возрождение после разрушительного семидесятилетнего периода.
          За алтарем соборного храма находится могила с высоким деревянным крестом. Здесь погребены святитель Тихон (Малышкин), архиепископ Ростовский и продолжатель подвига преподобного Иринарха - Христа ради юродивый чтец Алексей Стефанович, проведший в монастыре 32 года. В одной и той же одежде, босой, он позволял муравьям терзать свое тело ради смирения. Благодаря приобретенному дару прозорливости он предсказывал события, а после смерти народ служил над его гробом панихиды, получая облегчение в нуждах и страданиях.

На могиле архиепископа Тихона (Малышкина) и блаженного Алексея Стефановича за алтарем Борисоглебского собора.

На могиле архиепископа Тихона (Малышкина)
и блаженного Алексея Стефановича за алтарем Борисоглебского собора.


          Отсюда к крепостной стене ведет липовая алея, в конце которой видна так называемая келья Иринарха, восстановленная в конце XX в. Последние исследования реставраторов утверждают, что келья существовала на этом месте намного раньше, чем была построена современная крепостная стена. При раскопках были обнаружены остатки цокольной части древних укреплений времен Ивана Грозного.
          Местночтимый затворник Иринарх (ум. 1616 г.) около 38 лет жил в обители в конце XVI – начале XVII веков, прославив ее. Родом он из села Кондаково, что в сорока километрах от монастыря. Родители его переехали в Ростов, а Илья, так его звали в миру, в 30-летнем возрасте постригся в Борисоглебском монастыре. Он трудился, молился, спал на полу, ходил всегда босым. Со временем он затворился в кельи, наложил на себя тяжелые вериги и оковы на ноги, приковал себя цепью. Он постепенно увеличивал тяжесть крестов и цепей, спал не больше двух часов и бичевал себя железной палкой. Прозорливость, дарованная ему за мучения и молитвы, позволяла предвидеть многие события и беды. Однажды он увидел Москву в пожарище под властью поляков. Он сообщил о грозящей беде царю Василию Шуйскому и был принят с честью.
          После нападения поляков посетил Иринарха и гетман Сапега. Предание гласит, что, услышав увещевания и пророчества Иринарха, Сапега запретил разорять обитель.
          Князь Дмитрий Пожарский перед походом на Москву приходил к Иринарху затворнику и получил от него благословение и крест.
          Незадолго до смерти новый игумен монастыря выгнал старца из затвора, сломав ему руку. 13 (26) января 1616 года подвижник скончался на 69 году жизни.

Липовая аллея, ведущая к келье  преподобного Иринарха Ростовского.

Липовая аллея, ведущая к келье преподобного Иринарха Ростовского.


          Вериги преподобного Иринарха состояли из 142 крестов, тяжелого камня, железной палки и кнута. Часть из них хранится сейчас в соборе и выносится во время крестного ходя к источнику преподобного Иринарха у его родного села Кондаково.
          Мы прошли всю территорию монастыря: Благовещенскую церковь, звонницу, братский корпус и старые настоятельские покои. Крепостные стены и башни имеют разную высоту. С востока и севера они значительно выше, вероятно это было самое слабо защищенное место крепости. Одна из угловых башен отличается куполообразным покрытием, вероятно переделанным по каким-то причинам в более позднее время.

Северо-западная угловая башня крепостной стены.

Северо-западная угловая башня крепостной стены.


          Северная монастырская стена снаружи представляет собой торговый ряд с многочисленными маленькими лавками, довольно похожими как по устройству так и по содержимому прилавков. Хотелось бы увидеть, как они выглядели хотя бы сто лет назад, узнать, чем и почем торговали. В одной из лавочек Саша купил две сдобные плюшки и каравай хлеба и тут… снова, наверное, сработал тринадцатый номер нашей поездки! Только через десять минут он вспомнил, что не взял сдачу. Но люди в Борисоглебском оказались честными, сдача была возвращена без разговоров, ну а хлеб оказался довольно вкусным.
          Впереди у нас была дорога на родину преподобного Иринарха. Добравшись без приключений до села Кондаково, мы увидели дорожный указатель на источник, перед которым заканчивался асфальт, и начиналась покрытая гравием дорога.
          К счастью, по ней нам не пришлось долго ехать. Но предстояло преодолеть километр пути по еле видной проселочной дороге, местами пересекаемой глубокими рытвинами и канавами. Если бы не солнечный день, то мы могли бы и не добраться на машине до цели своего путешествия. Говорят, что местные мужики используют эту возможность подзаработать на приезжающих туристах, машины которых то и дело вязнут в кондаковской грязи. Хорошо, что они не додумались вообще здесь устроить какую-нибудь запруду или полив дороги, чтобы обеспечить себе бесперебойную работу по спасению застрявших паломников.
          Наконец перед нами поляна и круто уходящий вниз спуск. Оставив машину, мы начали спускаться в глубокий овраг, казавшийся огромным из-за высоких сосен и елей, растущих по обеим сторонам. Вдали дымил и трещал сучьями огромный костер. Это монастырские послушники стоят лагерем на противоположном склоне, расчищают лес, жгут мусор, обустраивают источник и купальню преподобного Иринарха. Ее мы и увидели первой, как только очутились в самом низу.

Купальня при источнике преподобного Иринарха.

Купальня при источнике преподобного Иринарха.


          Саша рвался искупаться в святом источнике, но сразу не мог решиться – вода в нем ледяная. Каюсь, но это я отговорил его от такого купания. Тогда он разделся по пояс и каким-то образом смог трижды окунуться головой в холодную воду источника.
          От купальни по деревянному настилу мы поднялись к самому источнику. Колодец, крест над ним, цветы, икона преподобному Иринарху и три ручейка, вытекающих наружу. На вершину горы ведет лестница, срубленная из целых бревен, со смотровыми площадками, скамьями для отдыха. Все это сделано руками послушников. Один из них, видимо не прочь был пообщаться, и крикнул нам: «Проходите, проходите выше. Отсюда вид лучше. А на горе наш лагерь монастырский стоит!»
          Мы поднялись по необычной лестнице и подошли к костру, у которого стоял мужичок, лет пятидесяти, может меньше, может больше. В сапогах, куртке защитного цвета, вязаной шапочке – он совсем не походил на послушника монастыря. Познакомились: «Зовите меня брат Владимир» - сказал он приветливо.
          К Богу он пришел к сорока годам после каких-то страданий и потери жены. Был работником и послушником в другом монастыре и вот уже несколько лет на послушании в мужском монастыре святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба на Устье. Работа ему по сердцу, он почти ничего не знает о мирской жизни, утверждает, что еще не видел новые деньги. Но и постригаться в монахи не спешит, говорит, что у послушника есть пути к отступлению, можно и грехи замолить, а он, по всей видимости, не готов к монашеской жизни...[1]
          Ему по душе, когда к источнику преподобного Иринарха приезжают настоящие паломники с верой и молитвой, а не вездесущие туристы, которые набирают воду в канистры, кричат, ведут себя неподобающим месту образом. Интересно, что он о нас подумал?.. Показал нам брат Владимир и свой лагерь, где брат Евгений занимался приготовлением пищи. На столе видны были картофель и свежие грибы, да лесной чай. Мы отказались от приглашения выпить чаю, тем более что рядом (с монастырским лагерем!) ходили какие то любопытные туристки в коротких брюках и майках, явно смущавшие его обитателей.

Саша беседует с послушником монастыря – братом Владимиром.

Саша беседует с послушником монастыря – братом Владимиром.


          Рассказал нам брат Владимир немного о Иринархе и о крестных ходах, заканчивающихся на этом источнике. Иконы преподобного Иринарха появились еще в XVII веке, к нему обращались верующие со своими молитвами, почитались его мощи и все места, связанные с ним. В одном из них мы и находились сейчас. Здесь любил уединяться для молитвы юный Илья. Его руками здесь был выкопан колодчик, из которого до сих пор вот уже в течение 400 лет бьет источник чистой воды. Тут же со своим помощником-земляком им была построена первая часовня. Поток православных к источнику и часовне вскоре стал так велик, что заставил отрока Илью (будущего Иринарха) уходить молиться за четыре километра на Черную речку, где ему было первое явление Пресвятой Богородицы. Более трехсот лет ежегодно от монастыря до источника проводился крестный ход монастырской братией и паломниками.

Источник преподобного Иринарха.

Источник преподобного Иринарха.

Источник преподобного Иринарха.

Источник преподобного Иринарха.

Источник преподобного Иринарха.

Источник преподобного Иринарха.


          Весь путь проходили за неделю от храма до храма, останавливались на ночлег, служили молебны. В 1997 году эта традиция была возрождена. А когда в 1999 году в монастырь вернулись вериги преподобного, то все участники крестных ходов получили возможность часть пути идти в веригах Иринарха.
          Тут Саша вспомнил, что мы так и не увидели нигде вериги старца! Наш собеседник посоветовал обратиться к священнику в храме Бориса и Глеба на обратном пути. Сделав еще несколько снимков с высоты, где стояли, мы набрали с собой немного воды из источника и отправились в обратный путь.
          День подходил к концу, не без труда, но мы все же успели найти музей в Борисоглебском монастыре. Правда, кроме двух выставок и прогулки по крепостной стене, нам ничего больше предложить не смогли. Начало осмотра было тут же, в Сретенской надвратной церкви. На стенах развешаны неплохие акварели с видами Борисоглебского монастыря и его окрестностей. Весь дальнейший осмотр прошел на крепостной стене от церкви до северо-восточной угловой башни. Зрелище впечатляющее.

Вид с крепостных стен  и со смотровой площадки угловой башни.   Вид с крепостных стен  и со смотровой площадки угловой башни.

Вид с крепостных стен и со смотровой площадки угловой башни.

Вид с крепостных стен  и со смотровой площадки угловой башни.   Вид с крепостных стен  и со смотровой площадки угловой башни.

          Самым сильным ощущением был все же подъем на вершину угловой (Максимовской) башни, самой высокой из всех – 38 метров. По крутым деревянным лесенкам мы поднялись на несколько пролетов и оказались на смотровой площадке. Я не люблю высоту, мне всегда кажется, что как только я окажусь на таком высоком месте, будь то даже скала, то она непременно рухнет подо мной. А если учесть довольно длительный подъем по лестнице, то понятна причина слабости в ногах и легкого головокружения. Все же мы сделали несколько снимков, и пока Саша смело (ну, мне так показалось) обследовал площадку, я тихонько направился к выходу. Уже снизу сделал снимок, но он, к сожалению, не передает ту высоту, которую ощущаешь, поднимаясь на нее…

Снимок сделан снизу вверх внутри Максимовской угловой башни.

Снимок сделан снизу вверх внутри Максимовской угловой башни.


          На этом осмотр музейной части монастыря и закончился. Мы поторопились покинуть его, чтобы успеть в храм Бориса и Глеба, где уже были утром. Встретившиеся на пути женщины обескуражили нас, сказав, что «там все закрыто». Оказалось, они имели в виду ворота Сергиевской церкви, но нам то нужен был Борисоглебский собор!
          На наше счастье у солеи священник разговаривал с одним из прихожан. Саша обратился к нему с просьбой показать вериги, сославшись на «рекомендацию» брата Владимира из монастырского лагеря у источника. На секунду задумавшись, священник скрылся за дверью и вскоре вышел к нам, держа в руках вериги преподобного Иринарха, точнее их небольшую часть. Они представляют собой два больших кованных железных креста, соединенных цепями. Священник надел их на плечи Саши так, что один крест оказался на его груди, другой на спине. Несколько минут они провели в чтении молитвы, осеняя себя крестным знамением. Саша впервые оказался в такой ситуации и по мере возможности повторял действия за священником. Когда же с него сняли вериги, присутствовавшая здесь же прихожанка тоже захотела приложиться к ним. Надев на себя цепи, она стала класть неистовые земные поклоны, крестясь и читая молитвы… Век - живи, Саша, - век учись!
          В глазах моего друга сиял такой восторг, что сразу стало понятно – поездка удалась и программа выполнена полностью! Сняв с себя груз священных вериг, Саша снял, видимо, и «груз» с души своей.
          С таким настроением, с водой из источника преподобного Иринарха, со скоростью 160 километров в час мы благополучно добрались до дома, назло всем предрассудкам, связанным с тринадцатым номером нашего путешествия.

МОЛИТВА
О преподобне отче Иринарше!
Се мы молим тя усердно: буди ходатай наш присный, испроси нам‚
рабам Божиим (имена), от Христа Бога мир‚ тишину‚
благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов
видимых и невидимых ограждение, покрый же нас
ходатайством твоим от нахождения всяких бед
и скорбей, паче же от искушений врага темнаго,
да еси мы с тобою прославляем всесвятое
имя Отца и Сына и Святаго Духа‚
ныне и присно и
во веки веков.
Аминь.


          [1] Сразу вспоминается «Очарованный странник» Н. Лескова, когда герой рассказывает о своей жизни: «…я хотя и в малом еще постриге, а все же монах и со всеми сравнен. - А скоро же вы примите старший постриг? – Я его не приму-с. – Это почему? – Так… достойным себя не почитаю. – Это все за старые грехи или заблуждения? – Д-д-а-с. Да и вообще зачем? Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии»… (Лесков Н.С. Очарованный странник. Собрание сочинений в 5 томах. Т.3. М.: Правда. -1981. С.312.)


 


18 мая
2024 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо