Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Философия генеалогии

/тезисы/



<<< Назад      |      Обсудить на Форуме >>>

27.10.2012,
Юрий АРУЦЕВ


ТЕЗИС 1 – «ТЕРМИНОЛОГИЯ»

Прежде, чем начать разговор о глубинных процессах в генеалогии, попытаемся определить сам термин «ГЕНЕАЛОГИЯ». В многочисленной энциклопедической литературе, различных словарях и статьях генеалогия трактуется, как «…вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, их взаимную связь между собой…». Некоторые авторы отводят ей роль «…специальной исторической дисциплины, которая… как научная дисциплина сформировалась с XVIII в. (Энциклопедия «История Отечества». 1997). В Большом Энциклопедическом словаре есть некоторое дополнение к стандартным формулировкам – «…практическая отрасль знаний…». Действительно, до определённого исторического периода – конца XIX, начала XX вв., она выполняла вспомогательные функции исторической науки, которые периодически использовались усилиями учёных-историков. Если учесть политические процессы, происходившие в нашем Отечестве с 20-х до конца 80-х годов XX века, то мы убедимся, что генеалогия не являлась в это шестидесятилетие не только вспомогательной исторической дисциплиной, но и наукой вообще вследствие своей не востребованности советской историографией. Всплеск родословных исследований в российском обществе за последние двадцать лет, и последовавшее за этим накопление огромного количества государственных и семейных исторических материалов, за кратчайшее время кардинальным образом изменил само отношение к генеалогии и позволил взглянуть на результаты этой исследовательской деятельности, и на сам предмет деятельности, как на фундаментальную историческую дисциплину. Дисциплину, которая динамично развивается по двум основным направлениям. Первое из них – профессиональное, являющееся уделом учёных, собственно ГЕНЕАЛОГИЯ. Второе – любительское, вызванное серьёзным интересом граждан России к истории своей семьи – собственно РОДОСЛОВИЕ, как истинно назвал эти исследования Павел Александрович Флоренский. При этом необходимо чётко представлять, что под историей семьи понимается столь обширный объём знаний, который, будучи собранным и приведенным в систему, даёт широкое поле для научных исследований профессиональным историкам. Тому на сегодня очень много примеров. Алгоритм родословного исследования, разработанный Ярославским историко-родословным обществом (Аруцев Ю.И.) совместно с Ярославским центром детского и юношеского туризма и экскурсий (Паршина С.А. – старший методист), убедительно показывает, насколько широк спектр интересов исследователя родословной. Познакомимся только с некоторыми из них:

I этап – сбор информации по отцовской линии (29 тем в 10 разделах по каждой персоне) – сбор информации по материнской линии (29 тем в 10 разделах по каждой персоне) – определение помощников в исследовательской деятельности – сбор информации о времени в котором жили представители родов (подборка исторических справок) – сбор информации о персоналиях рода – сбор информации об истории отчего дома (44 темы в 3 разделах) – сбор информации о самых старых фотографиях семьи (90 тем в 6 разделах) – сбор информации о семейных реликвиях (16 тем) – построение рабочей родословной схемы – введение персональных шифров. II этап – обработка и систематизация полученных данных – ознакомление с результатами исследований родственников с целью их согласия, уточнений и дополнений – введение изменений в рабочую родословную схему – формирование семейного архива (учётной системы семейных ценностей). III этап – построение родословного древа – уточнение персональных шифров – определение родственных, свойственных и личных отношений – определение новых направлений исследований. IV этап – география рода – статистика – язык наших предков – формирование выводов – история семьи как отражение истории страны или как новая история – библиография – оформление работы и подготовка её к публикации (демонстрации).

Естественно, что такой широкий круг интересов и приобретаемых знаний невозможен без привлечения архивных учреждений, консультантов по различным отраслям знаний, документов, специальной, энциклопедической и справочной литературы. Углубление в историю семей неизбежно формирует понимание истории страны. Поэтому из множества определений термина «ГЕНЕАЛОГИЯ», наиболее правильным, точным и убедительным можно считать определение, данное в философской энциклопедии: «ГЕНЕАЛОГИЯ – НАПРАВЛЕНИЕ В АНАЛИЗЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (ОСОБЕННО РЕЛИГИИ И МОРАЛИ), РАССМАТРИВАЕМЫХ В ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЗ ПЕРИПЕТИЙ БОРЬБЫ ИНТЕРЕСОВ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ВСЕГО МИРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ». На первый взгляд такое определение может показаться несколько «тяжеловесным». Но это только на первый взгляд. Вчитайтесь ещё раз, и Вы убедитесь в точности изложения мысли. Точность определений позволяет «личностям охотно понять друг друга», говоря словами Д.С. Лихачёва. Понимание – главное условие диалога.


ТЕЗИС 2 – «ИНСТИТУТ СЕМЬИ»

Рассмотрим краткую историю термина «Институт семьи», чтобы ясно понимать, о чём пойдёт речь. «Считается, что впервые употребил термин «Институт» в социальных науках Джамбатиста Вико (1668 – 1744) – итальянский философ и историк. Понятие «Институт» было закреплено в социологии как науке её основоположниками Огюстом Контом и Гербертом Спенсером. Введение термина «Социальный институт» по праву принадлежит Карлу Марксу. В своей работе «К критике Гегелевской философии права», он пишет, что «…такие общественные институты, как институт семьи, государства, гражданского общества, есть социальные формы существования человека…». Социальный институт есть механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей. Совокупность социальных институтов составляет «институциональную матрицу» данного общества, задающую основной ход всей социальной жизни. Институт семьи – главный социальный институт развитого государства, призван не столько удовлетворять потребностям в воспроизводстве членов рода (это само собой подразумевается), сколько воспитывать детей, реализуя отношения между полами, членами семьи и поколениями. И здесь речь идёт, прежде всего, о системе ценностей, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения членов семьи. Эта система гарантирует сходное поведение людей и передачу накопленных нравственных ценностей следующим поколениям. Для того чтобы институт семьи был эффективен, необходимо, чтобы ценности стали достоянием внутреннего мира человека, личности. По мнению американских исследователей Dgamesa A. Robinsona и Darona Agemoglu, именно характер общественных институтов, существующих в стране, определяет успех или провал развития этой страны» (по материалам интернет-энциклопедии). Понимание истории страны через историю своей семьи нередко приводит к необходимости переосмысления официальной истории нашего государства, в котором в тридцатые годы прошлого столетия был уничтожен главный стержень государства – институт семьи. В своей статье, опубликованной в журнале «ЗНАНИЕ – СИЛА» (№5 за 1991 г.) под названием «История безответной любви», Б. Хазанов пишет: «Новое государство провозгласило себя обетованной землёй человечества – первым в мире государством трудового народа. Опыт…поколений показал, что это государство по своей жестокости и несправедливости оставило далеко позади старый самодержавный строй». Очень верное наблюдение, если вспомнить, что на ? столетия родословные исследования в нашей стране были закрыты. Как и архивы. Право на существование имела только официальная история. Никакой генеалогии! Никакого родословия! Разрушение института русской семьи – опоры государственности, обернулось гибелью политического режима и полным провалом самого государства. На печальном, а правильнее будет сказать, на скорбном примере нашего государства, мы убеждаемся, что наибольший урон преемственности поколений, духовности, нравственности, и многим другим составляющим института семьи, наносят революционные потрясения: смена идеологии, политического режима, гражданские войны.

Рассмотрим сейчас только некоторые причины разделения истории нашего государства на историю официальную, и историю семейную, в которой на сегодняшний день и сформировалось два дополняющих друг друга направления – генеалогическое (профессиональное) и родословное (любительское), о чём было сказано выше.

Опыт многих народов мира показывает, что чем больше развиты в государстве основы истинной демократии, тем менее заметна разница между историей семьи и историей страны. И наоборот, чем больше централизация власти, чем меньше основ демократии, тем разительнее контраст между историей семьи и историей государства. На протяжении почти столетия русское общественное сознание формировалось только на основе официальной истории, сформированной правящим политическим режимом. Внедрение в сознание людей официальной или «выгодной» истории сопровождалось массовым уничтожением документов во всех архивах страны. Так, А. Арутюнов в своей книге «Портрет В.И. Ленина без ретуши» пишет: «…За 1919 год только в Москве было уничтожено 220 тонн ценнейших документов по русской истории XVIII – XX вв. Дела по рекрутским наборам с 1828 по 1865 гг. – 1500 пудов. Дела штаба Отдельного корпуса внутренней стражи с 1816 по 1865 гг. – 800 пудов. Месячные донесения войсковых частей с 1793 по 1916 гг. – 4000 пудов. Формулярные списки офицеров русской армии с 1849 по 1900 гг. – 4500 пудов. Именные списки генералов и старших офицеров русской армии с 1880 по 1913 гг. – 2000 пудов. Дела русско-японской войны 1904 – 1905 гг. – 2500 пудов. Всего в этом архиве с 1919 по 1931 гг. было уничтожено 85 тыс. пудов (1360 тонн) документов по русской истории». И это только по одному архиву Москвы! Так, например, вследствие уничтожения архивных материалов, русское общество почти ничего не знает о военных компаниях Первой мировой войны или Второй Отечественной, как её назвали в народе. Русский офицерский корпус – элита русского народа, оказался вычеркнутым из официальной истории вместе с его победами и поражениями. Та же участь постигла и российское казачество. Та же участь постигла и российское духовенство. Массово уничтожалась не просто история государства самодержавного – Российской империи – уничтожалась историческая гордость русского народа – многонационального сообщества империи. Какую же тогда историю нам преподавали? Но ведь сохранилась во множестве семейная история (во множестве ли?), которая рассказами, письмами, фотографиями, наградами, семейными реликвиями, дневниками и иными материалами доносит до нашего современника истинную историю, вызывая у одних недоумение, у других удивление, у третьих ненависть, а у четвёртых – скорбное молчание в Великой Печали. Полярность двух историй – официальной и семейной – одного государства, нашего с вами Отечества, ещё долго будет удивлять неподготовленного исследователя.

Говоря о возрождении института русской семьи, необходимо понимать, что речь идёт о духовно-нравственной составляющей рода, которую ни один уважающий себя исследователь не оставит без внимания. Духовно-нравственные устои семьи и есть её фундамент, благодаря которому по меткому выражению Ф.М. Достоевского, «созидаются поколения». Какое красивое русское слово «созидаются». В нём и мораль, и нравственность, и духовность, и сила сопротивляться злу, и уверенность в детях. Предмет гордости за свой род и за свою историю. В течение многих лет, изучая историю четырёх семей – Аруцевых (Армения) – Меписцверидзе (Грузия) – Устименко (Украина) – Коноваловых (Россия), отличающихся друг от друга и социальным, и имущественным положением, оставалось не выясненным, что могло их породнить. Какова основа их породнения? Так и оставалось бы это не выясненным, если бы на определённом этапе исследовательской деятельности не была рассмотрена духовная и нравственная атмосфера, в которой жили представители этих родов. Оказалось, что полное совпадение нравственных основ и послужило основанием для создания и закрепления родственных связей между представителями разных народов. Приведу только два примера. В каждой из этих семей существовала и продолжает существовать традиция отказа от своей доли наследства в пользу нуждающихся родственников. Это говорит о высокой культуре членов семей, их готовности к самопожертвованию ради близких. В другом случае, отец моей жены – Андрей Павлович Коновалов, гвардии полковник, Герой Советского Союза, ни разу не воспользовался своим «внеочередным правом», пронеся через всю свою жизнь исключительную скромность и доброжелательность – качества, характерные для его семьи. Ни испытание властью, ни испытание деньгами, ни испытание славой, несравнимо по тяжести с испытанием наследством или состоянием. Выдерживают это испытание далеко не все. Человечество знает немало примеров, когда близкие родственники становятся непримиримыми врагами, вступая в борьбу за имущество. В своей автобиографической книге «Причуды моей памяти» Даниил Александрович Гранин описывает страшное откровение одного своего давнего знакомого, оказавшегося при живых родственниках на старости лет в доме-интернате: «Как поправить жизнь, скажи, как? Я всё думаю, ведь не поправить, что толку молить и каяться… Мне от себя прощения не найти… Я ведь и родителей вспомнил, как забросил их, только на похороны приезжал. И то, чтобы барахло с братьями делить…. Да меня надо в клетке возить: вот он, подлец образцовый».

Задача человека – понять, какими были его предки, а не только, кем они были – относится к сфере психологии родословия. Отсутствие или утрата нравственных основ семьи, рода в целом, приводит к тому, что у одних исследователей возникает чисто меркантильный интерес – завладеть имуществом, обогатиться материально, у других, по словам Б. Хазанова из статьи, приведенной выше, попытки «…реконструировать социально-психологический тип прошлого, создавая соблазн отождествлять себя с благородным предком, приобрести для себя знатную родословную; пренебречь историей и попросту забыть о том, что с нами стряслось за последние шестьдесят или семьдесят лет».

К сожалению, приходится наблюдать много «соблазнённых», как следствие низкой культуры воспитания в семье и в обществе. Но есть и огромная армия исследователей – генеалогов и родоведов, стремящихся не просто узнать историю своей страны через историю семьи, а выявить предмет гордости за свой род, за жизнь поколений, их достойное участие в отечественной истории, какой бы она ни была, чтобы передать эту гордость детям, будущим поколениям. Это примеры высокой культуры воспитания в семье, сохранения традиций семьи, и её нравственных основ. Кстати будет сказать, что моё предложение к генеалогическому сообществу сформулировать нравственные основы своих родов в качестве предмета гордости и осознания, что же мы передаём нашим детям, не получило поддержки. Но не в силу отсутствия этих основ, а в силу сложности осознания их, в чём некоторые коллеги мне откровенно признавались. Нравственные основы явлений, действий, мыслей, никогда не были и не будут лёгкими для понимания, потому, что сначала их необходимо выявить, потом понять, и уже потом принять. А приняв, ввести в сознание, в душу, в генофонд поколений – в «золотой запас». Постоянны ли эти основы или они подвержены деформациям? Совсем недавняя история двух великих народов – немецкого и русского, показывает, как легко меняются моральные ценности, нравственность, под политическим давлением. В одной из своих бесед-размышлений Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества, его слитности, при условии свободы – семья. В наше время, когда русская культура имеет возможность выпутаться из сетей зла – нетерпимости, тирании, деспотизма, оков национализма, и прочего – именно семья… становится главной мишенью зла. Мы должны, особенно у нас на родине, осознать эту опасность». Успеет ли человеческое или, как его называют, общественное сознание, осознать эту опасность? То, что наблюдается в современной России – торжество аморальности, безнравственности, национализма – примитивизма во всём, ясно показывает торжество зла, уничтожившего в первую очередь семью. Экономическая составляющая семейного благополучия полностью вытеснила духовную и нравственную, без которых семья не может быть счастлива. Собственно, это уже не семья, а сожительство людей, временно объединённых экономическими интересами, не предполагающими любовь, как высшее проявление человечности. Отсюда и появление брачных договоров (даже писать это словосочетание страшно) – какая уж тут любовь, если ДОГОВОР? В некрологе, посвящённом уходу из жизни выдающегося русского Учёного и Гражданина Дмитрия Сергеевича Лихачёва, Всеволод Володин высказал очень глубокую по содержанию и очень точную по форме мысль: «Дмитрий Сергеевич умер, когда интеллигентность в нашей общественной жизни, в которой он принимал посильное участие, стала немыслима…». Обратите внимание – не невозможна, а НЕМЫСЛИМА. К этому нечего добавить. Нет нравственных основ семьи, нет и семьи. Нет семьи, нет и родословия. Нечего передавать будущему. Мне вспоминается урок под названием «Моя родословная», на котором, из 26 учащихся пятого класса, только трое ребят знали хотя бы имя прадедушки, и только один из них мог рассказать о его интересной судьбе, демонстрируя всему классу гордость за своего не так уж и далёкого родственника. Многие (!) из ребят не знали даже имени дедушек и бабушек. И уж совсем ошеломляло, что из пяти пятых и двух шестых классов одной из лучших школ Ярославля, только двое (!) школьников назвали правильно дату начала Великой Отечественной войны. Только одна (!) девочка узнала на фотографии Таню Савичеву и смогла рассказать о её блокадном дневнике. И никто(!) из ребят не знал, почему освобождённые узники концентрационного лагеря в Освенциме так похожи на «живые скелеты». Нет института семьи, нет и истории страны. По меткому определению Владимира Ивановича Даля, народ, не знающий своей истории, представляет собой «…сброд народов, говорящих приблизительно на одном языке», то есть толпу. Если и дальше в обозримом будущем экономические интересы семьи и государства будут преобладать над духовно-нравственными семьи и общества, то само существование русского народа можно поставить под сомнение.


ТЕЗИС 3 – «СТАТИСТИКА»

Важной темой родословного исследования является численный состав семьи, рода. Даже начальное статистическое исследование позволяет выявлять целый ряд интересных закономерностей, тесно переплетающихся с вопросами биологическими и социальными. Как это не покажется парадоксальным, но именно вопросы биологической динамики рода определяют философию генеалогии вообще. Позволяют взглянуть на генеалогию, как на фундаментальную науку. А фундаментальность науки подтверждается математически и логически. Тезис Галилео Галилея о том, что «природа говорит с нами на языке математики» весьма подходит для изучения скрытых биологических процессов в генеалогии. Рассмотрим развитие генеалогии с точки зрения хронологии: зарождение человеческого сообщества – разделение человеческого сообщества на социальные группы – власть и чернь – борьба власти за власть с целью обладания материальными ценностями, либо присвоение чужих материальных ценностей – накопление капиталов – возникновение письменности – возникновение необходимости доказать родство с целью закрепления за собой материальных ценностей или отречься от родства в случае угрозы жизни – суды и тяжбы – создание различных охранных грамот и прочих документов, подтверждающих права на ценности – появление архивов, как тайных канцелярий власти с целью накопления и сохранения информации, исключающих свободный доступ – зарождение генеалогии, как прикладной вспомогательной исторической дисциплины – создание родословных схем и таблиц, как охранных документов – зарождение геральдики, как охранного социального знака – манипуляции с архивными документами – уничтожение одних и возникновение других, подложных документов, искажающих истинную историю лицами, имеющими к ним доступ – создание «новых» историй, поддержанных «новой» литературой и «новыми» исследованиями под давлением власти – формирование новейшей истории государства – формирование семейной летописи – формирование собственно родословия – формирование двух направлений одного исследовательского процесса – профессионального и любительского – наличие двух историй страны – формирование новой истории государства.

Выделим из приведенной хронологии одно звено – создание родословных схем и таблиц, как охранных документов. За всю свою тысячелетнюю историю человечество не продвинулось дальше плоскостной, одномерной модели родословного древа, которую можно изображать на пергаменте, папирусе, листе бумаги или кожи, на стене, на ткани и стекле, и других простых и экзотических материалах, демонстрируя невероятные по богатству и выдумке декоративно-прикладные решения. Творческие возможности, демонстрируемые человеком или семьёй в целом, можно оценить, посещая многочисленные генеалогические выставки самого различного уровня организации – от дошкольных и школьных, до международных. Зрителя поражает не обилие родословных схем, хотя и это весьма отрадное событие нашей современной истории, а методы, средства и приёмы их исполнения, украшения, наглядности. В значительно меньшей степени – информативности. Кроме того, очень многие родословные поражают нас и глубиной исследования, а вернее будет сказать – числом поколений. Демонстрация родословных, на которых изображено 13 – 17 и более поколений, становятся уже не редкостью. Но многие ли из нас задумываются вопросом: «А что дальше?» Там, куда невозможно проникнуть ни взглядом, ни мыслью. Где нет никаких подтверждений в виде документов, справок, описей. Невозможно ответить на этот вопрос, оставаясь на позициях одномерного пространства – листа, ибо для стоящего на земле человека земля всегда будет восприниматься плоской. Попытка создать для Всероссийской генеалогической выставки в Воронеже объёмную родословную схему, в которой было бы объединено шесть родов, не получила своего решения. Это и послужило толчком для поиска начала начал. За числом поколений скрывается огромное количество людей, живших до нас. Даже простые математические подсчёты показывают, что за каждым человеком, живущим сегодня на земле, стоит такое количество родственников, связанных узами только кровного родства, что никогда не удастся расположить эти связи на плоскости. По своей сути, любая родословная схема, в каком бы виде она ни была представлена, является только фрагментом родословного древа вследствие нашей невозможности заглянуть в глубины генеалогии. Попробуем представить себе породнение двух родов следующей схемой (см. приложение №1). Но каждый из этих родов породнился в прошлом, и породниться в будущем с другими родами. И тогда эта схема будет выглядеть иначе (см. приложение №2). Многократно множась, эта схема приобретёт очертания шарообразной модели (см. приложение №3). Если старт человечества обозначить некоей условной точкой, от которой будет вестись родословный отсчёт, то мы получим непрерывно расширяющуюся сферу, в которой нет пустот, как их нет в окружающем нас мире – Вселенной.


ТЕЗИС 4 – «ДОСТОВЕРНОСТЬ»

Возникает вполне резонный вопрос: А сколько поколений мы можем проследить достоверно? Когда некоторые родоведы с гордостью необыкновенной демонстрируют свои родословные древа «от Адама», то в начале разговора это вызывает улыбку, затем разочарование в человеке – «соблазнился». Какова же достоверность информации? В своём реферате «Философия генеалогии в трудах П.А. Флоренского» (Екатеринбург, 2004) С.В. Трофимов упоминает: «Всё большее внимание генеалоги уделяют критическому анализу первоисточников». Обеспечение достоверности в генеалогии исключительно нравственная проблема – это обеспечение документальное – письменный источник, фотография, семейная реликвия, заключение специалистов и многое другое. Дотошные исследователи всегда ставят под сомнение достоверность источников, памятуя, что эти источники могут утрачиваться, изменяться с течением времени, подделываться, подменяться, исправляться. Весьма характерен в этом отношении пример подложной родословной, который описывают в своей книге «Русская военная история в занимательных и поучительных примерах» её авторы, Николай Фёдорович Ковалевский и Станислав Борисович Шинёв: «Во время поездки на Украину граф К. Разумовский посетил Киевскую духовную семинарию. Префект семинарии М. Казачинский, желая польстить гетману, поднёс ему внушительную книгу собственного сочинения – родословную Разумовских, в которой они выводились от знаменитой и древней польской фамилии Рожинских. «Что за сказки, – удивился Разумовский, – моя родословная не такая длинная. Мой отец был простой казак, моя мать – дочь крестьянина, а я, по милости и щедротам её императорского величества, граф и гетман Малой России в ранге фельдмаршала. Вот моя родословная! Она кратка, но я не желаю другой».

Навыки криминалистической экспертизы родословных материалов, развивающиеся в процессе исследовательской деятельности, невозможно переоценить. Технические возможности создания подложных документов сегодня переоценить ещё труднее. Это отдельная тема, лежащая, повторюсь, исключительно в нравственной плоскости. На одном из заседаний историко-родословного общества в Москве прозвучало сообщение о выявлении членами семьи подложных документов, на основании которых они стали потомственными дворянами. Состоялся выход из дворянского сословия, как пример честного отношения к истории и высокой нравственности членов этой семьи. Но, отвлечёмся от достоверности и вернёмся к биологической составляющей генеалогии.


ТЕЗИС 5 - «БИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ»

Биологическое переплетение внутри вида всех со всеми – основополагающий закон природы. Многократно перемешиваясь и множась, человечество превратилось в устойчивый биологический вид, который стремительно расширяется подобно Вселенной. Можем ли мы сегодня заглянуть в точку создания Вселенной? Нет! Можем ли мы заглянуть или, как говорят на бытовом языке родоведы и генеалоги, «докопаться» до точки возникновения рода человеческого? Нет! Вселенная, имя которой Человечество, бесконечна и состоит из множества вселенных – людей. Эта нравственная составляющая генеалогии рассматривается христианством и иными религиями как основополагающая человечности. В предисловии к книге П.А. Флоренского «Детям моим» (Москва, 1992), игумен Андроник (Трубачёв) пишет о том, что Павел Александрович одним из первых отечественных мыслителей обосновал общемировоззренческое значение генеалогии, «…дав начатки философии этой науки». Почему и возникло у многих мыслителей чёткое определение человека, каким бы он ни был – Вселенная. Родился на свет Божий человечек – родилась новая Вселенная. Умер или погиб человек – потухла Целая Вселенная – уникальная и неповторимая, как уникальна и неповторима Жизнь. Собственно, генеалогия в силу своей фундаментальности, а не «вспомогательности», как раз и подсказывает человеку, как распорядиться своей судьбой – жизнью. Об этом разговор пойдёт ниже, а пока представим себе шар, на поверхности которого располагаются ныне живущие представители родов. Находясь в бесконечном движении и перемещении, они образуют новые рода, новые носители генетической информации – единственной и никогда не повторяющейся. Прекращая свою жизнь, человек оставляет не только биологическое наследие, а и духовное. Восторженность от причастности к миллионам живших до тебя людей, подкрепляется ещё и сознанием, что никто из твоих родных, оставшихся в бесконечных глубинах истории, не умер в раннем возрасте от болезней, не был убит, а, объединившись с другим человеком, дал начало новой жизни. Воистину, призыв «Возлюби ближнего, как самого себя!» приобретает отнюдь не абстрактный, а исключительно конкретный характер. Потому, что все мы, живущие на Земле, являемся кровными родственниками. И у членов семьи Джексон, живущих в Лондоне, и у членов семьи Лавуазье, живущих в Париже, и у членов семьи Макиото, живущих в Токио, и у членов семьи Ивановых, живущих в Москве, общие предки в глубинах человеческой истории. Эти взаимосвязи можно проследить даже практически, изучая генеалогию последнего столетия. Так, неоднократно посещавший Н. Ф. Фёдорова Л. Н. Толстой был его дальним родственником. Общий их предок Анастасия (Анисья) Никитична Романова (ум.1648) была родной тёткой царя Михаила Фёдоровича…» (Философия генеалогии в трудах П. Флоренского… Трофимов С.В., УрГУ, Екатеринбург, 2004). Если весь мир, который нас окружает, действительно создан Творцом (да простят мне мои сомнения, вызванные исключительно трепетом перед беспредельным величием созданного), то Он создавал его по законам физическим и законам биологическим. Это главные законы Вселенной, которые не имеют пределов изучения.

Рассматривая биологическую составляющую генеалогии, мы вынуждены обращаться к математическому анализу биологических связей, что бы понять «язык природы, говорящей с нами на языке математики». Исследуя численный состав поколений, давших жизнь другим поколениям, и ушедшим из жизни, мы увидим, что это число ошеломляюще огромно. На каких-то этапах развития родов это выражается геометрической прогрессией, хотя мы и знаем, что существует понятие кратности поколений. Но в глубинах генеалогии, несомненно, есть прогрессия прогрессий – факториал. Если уместно так выразиться – генеалогическая плотность родов. Это возможно понять, только находясь на позициях многомерного, а не трёхмерного пространства, как мы привыкли считать. Об этом говорил и писал и Павел Александрович Флоренский, интуитивно, чувствами учёного понимая, что пространство, в котором мы живём многомерно. «…Чтобы нам понять единство рода, приходится мысленно возместить недостаток зрения (подразумевается зрение духовное (прим. автора). Этим возмещениям могут служить четыре гипотезы: четырёхмерное зрение (то есть, многомерное пространство (прим. автора), единство крови и семени, единство биологической формы и, наконец, единство чисто мистического (подразумеваются физические явления, которые на тот период не имели научного объяснения (прим. автора)». Мы не сможем представить это число, ибо оно обозначает знак бесконечности, обращённый внутрь человеческой вселенной – то, что и определяет философию генеалогии, принятие и понимание которой, позволяет взглянуть на человека – нашего близкого, дальнего и очень дальнего родственника совершенно по-новому. Я бы сказал, очень бережно и даже трепетно. Как на любимого брата. Как на любимую сестру. Как на горячо любимых маму и отца (см. приложение №4).


ТЕЗИС 6 - «МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ»

В биологической составляющей генеалогии важнейшую роль играет многонациональный характер семей. К великому сожалению, эта тема остаётся мало востребованной, но её воздействие на нравственность, духовность в семье очевидна. Дети, выросшие в многонациональных семьях, по уровню культурного развития отличаются от многих своих сверстников именно терпимостью по отношению к представителям других народов. Если взять условный генеалогический срез, то мы легко убедимся, что чем многонациональней родословие, тем долговечнее род, тем шире его след на срезе. И наоборот. Здесь важно заметить, что некоторые представители генеалогического сообщества в своих рекомендациях предлагают построение фрагмента родословного древа «от себя», не оговариваясь, что этот приём удобен только на начальном этапе родословных исследований, особенно детьми. И особенно детьми из неполных семей. Тема «Занятия родословными исследованиями в неполных семьях» остаётся совершенно не изученной и требует очень пристального внимания и методологической помощи. Некий эгоцентризм, заключённый в этих рекомендациях приводит к тому, что ребёнок начинает ощущать себя не частью семьи, не продолжением её, а её центром. Особенно это бывает заметно, когда представляя своё родословное исследование, подросток говорит, что «дедушка похож на него». Или «…бабушка унаследовала мои черты(?)…». Родословные схемы, в которых любой из нас, будь он молодым человеком или глубоким старцем, позиционирует себя центром вселенной, глубоко ошибочны. И с прикладной точки зрения, и с точки зрения нравственной. Но, ещё раз оговорюсь, что эта тема требует отдельного методического сопровождения. Так, например, в родословии Аруцевых – Меписцверидзе – Устименко – Коноваловых присутствуют представители восьми народов – армянского, грузинского, украинского, русского, еврейского, немецкого, азербайджанского и очень редкого народа Кавказа – айсоров. Интереснейшая тема для исследования. Жаль, что эта важная нравственная тема не получает своего развития на научно-практических конференциях школьников «Отечество» и на генеалогических выставках. По теме «Моя многонациональная семья» поступают единичные сообщения, как например, на Всероссийской генеалогической выставке в Угличе – только два доклада.


ТЕЗИС 7 - «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ»

Что мы знаем о семьях, в которых торжествует примитивизм отношений, скудоумие, ограниченность, потребительское отношение к жизни, где не озабочены воспитанием в детях лучших человеческих качеств? Ничего не знаем, да и нечего знать. Убог мир их желаний и интересов. Такие «родословия» кратковременны и мало живучи, как непродолжительно во времени злое деяние, злое действие. Разрушительные процессы всегда кратковременны, хотя и эффективны. Это наша родная чернь. Что мы знаем о семьях, где во главу угла поставлены общечеловеческие моральные и нравственные начала, где идёт процесс созидания поколений, совершается ежедневный родительский подвиг воспитания? Очень много знаем! Ибо это пример, который нас вдохновляет и радует. Это лучшие проявления человеческой семьи. Они долговечны, и на них опираются следующие поколения. Это наша слава! Как и в любой большой семье, процессы разрушительные и созидательные идут рука об руку. Такова природа человека. Не случайно у русского народа есть поговорка: «В семье не без урода». Но есть и другая: «На что и клад, когда в семье лад!» (см. приложение №5 «Воспитательный потенциал семьи»).


ТЕЗИС 8 - «СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ»

Как показал многолетний опыт работы в качестве руководителя историко-родословного общества, абсолютное большинство исследователей понимает под семейным архивом простой набор документов и отдельных фотографий или фотоальбомов. Последствия непонимания этой темы в генеалогии трудно переоценить. Чёткое представление себе содержания этого понятия позволяет взглянуть на него, как на главнейшую составляющую родословия и главную составляющую философии этого предмета.

Семейный архив – (в генеалогии) понятие, которое определяет приведенные в единую учётную систему различные материальные, духовные, морально-нравственные ценности семьи или рода, хранящиеся в специально отведенном для этого месте и подготовленные таким образом к постоянному изучению, пополнению, дополнениям, уточнениям, с целью сохранения и передачи его следующему поколению. Семейный архив состоит, как правило, из нескольких основных частей: 1- архива семейных ДОКУМЕНТОВ; 2- архива семейных ФОТОГРАФИЙ и (или) фотоальбомов; 3- архива семейных РЕЛИКВИЙ; 4- Родословных схем или ТАБЛИЦ (древ); 5- архива ОТЧЕГО ДОМА; 6- Фамильного НАВИГАТОРА. Каждая из этих частей столь обширна и глубока по содержанию, что вполне заслуживает самостоятельного, а не попутного изучения. И каждая из них имеет собственное толкование. Так, архив семейных документов (в генеалогии) – понятие, включающее в себя документальные подтверждения жизни представителей семьи, рода, приведенные в учётную персональную и (или) хронологическую систему, и хранящиеся в семье в специально выделенном для этого месте. Документы семейного архива включают в себя выписки из метрических книг и другие бумажные носители, полученные в результате работы в архивных учреждениях или путём официальных запросов, любого характера переписка членов семьи, решения судебных инстанций, протоколы и выписки из них, обращения в организации, поощрения, характеристики, представления к награждениям, удостоверения, грамоты, взыскания, послужные списки, трудовые книжки, договоры, паспортные данные и многое другое.

Архив семейных фотографий (в генеалогии) – понятие, включающее в себя весь объём, хранящихся в семье фотоматериалов – фотографий, негативов, электронных носителей информации, который, будучи атрибутированным, приведен в учётную персональную и хронологическую систему, и хранящийся в семье в специально выделенном для этого месте. При этом бывает не только важным, а совершенно необходимым, выбрать из всего массива фотографий и негативов наиболее старые по времени, определив им отдельное место хранения, и сделав высшего качества копии без цифровой обработки. Самая старинная семейная фотография становится семейной реликвией и занимает своё достойное место в этой части семейного архива. Описание самой старинной семейной фотографии по предложенной Ярославским историко-родословным обществом методике, позволяет раскрыть её историческое содержание в наиболее полной форме. Одновременно с её изучением, формируются навыки экспертизы, навыки работы с документом, развивается способность излагать мысли на бумаге, что формирует речевую культуру. Кроме того, при изучении старинной фотографии, расширяется кругозор исследователя, что не нуждается в комментариях. Основными разделами при работе с фотографиями являются следующие: 1- общее количество фотографий, подлежащих учёту, их временные рамки и владельцы; 2- собственно описание фотографии, в которое входит формат фотографии, вид фотографии, время фотографирования, описание персонажей, запечатлённых на фотографии; 3- оценка степени сохранности фотографии (4 степени), описание характера повреждений; 4- описание паспарту фотографии, в которое включено техническая характеристика материала, реквизиты ателье, штампы, тиснения, надписи и т.д. на лицевой стороне, и, аналогично, на оборотной стороне паспарту; 5- общая оценка степени сохранности; 6- социальная значимость фотографии. Каждый из этих разделов содержит большое количество вопросов, касающихся самых различных отраслей человеческих знаний.

Архив семейных реликвий (в генеалогии) – понятие, которое включает в себя самые разнообразные предметы, сопутствовавшие или сопутствующие человеческой жизни, хранящиеся в семье и несущие в себе яркий отпечаток того, кому принадлежали или принадлежат. Расставание с такими предметами или их утрата невозможны в силу их не столько материальной, сколько духовной ценности. Семейные реликвии передаются от поколения к поколению с возрастанием их нравственной и исторической ценности. Семейные реликвии необходимо хранить в специально отведенном для них месте, и могут быть, как экспонатом семьи, так и продолжать служить членам семьи – своим новым владельцам, знающим их историю.

Родословная схема или таблица (в генеалогии) – закреплённое на любых носителях графическое изображение исследованного на данный момент фрагмента родословного древа, приведенная в учётную и понятную всем хронологическую систему. При этом необходимо понимать, что родословный поиск может выявить и выявляет новые персоналии рода, которые будучи введёнными в родословную схему, чтобы не разрушать хронологические и иные учётные рамки, должны иметь собственный персональный шифр.

Отчий дом (в генеалогии) – понятие, включающее в себя всё, что связано с родителями и воспитанием в семье. То место, куда стремится вернуться благовоспитанный человек, и с которым связаны лучшие его воспоминания детства, юности или зрелости. Это понятие определяет не только дом в буквальном смысле слова, а и множество самых различных чувств, эмоций, переживаний, связанных с ним или с местом, где он находится или находился, ибо это огромный мир, хранящийся в нашей душе и наполняющий генетическую память. Стремление человека вернуться к отчему дому есть не что иное, как его благодарность родителям за их подвиг воспитания.

Таким образом, семейный архив, составленный и собранный, хранимый и пополняемый, и подготовленный к передаче следующим поколениям семьи, есть показатель культуры семейных отношений, наследования лучших традиций родов, нравственной чистоты членов семьи, пусть даже пока не всех. Мудрость приходит с опытом, дающим знания.



          Не свойственную молодости мудрость – оставьте поколеньям мудрецов,
          А мудрости не свойственную юность – оставьте поколениям юнцов.


ТЕЗИС 9 «ФИЗИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ»

Поняв и приняв человечество, как единую семью с точки зрения биологической составляющей, рассмотрим генеалогию с точки зрения составляющей физической. Из элементарной физики мы знаем, что энергия не возникает из ничего, и не исчезает никуда. Это хорошо сказать. Слова, слова, слова. Но вдумаемся в смысл сказанного. Действительно, из ничего не может возникнуть нечто. Любое биологическое тело, будь то клетка, или огромный организм, получает энергию для жизни и роста. Получает энергию откуда? Нам не известно. Но известно, что электромагнитные поля, которые формируются вокруг живого организма, индивидуальны для каждого живущего на земле. Некоторые называют их аурой, некоторые биополем, некоторые кармой. Но как ни назови, а мы имеем чисто физическое явление – образование нового электромагнитного поля, в котором начинает расти человек с момента деления клетки – рождение новой вселенной. В отличие от христианской культуры, многие народы востока считают рождение человека не с момента появления на свет, а с момента зачатия, и, наверное, это правильно. Ниже мы попытаемся рассмотреть биологические, социальные и нравственные аспекты этого вопроса, и кто и как его трактует. Круглая Земля или плоская – это как смотреть и где стоять. Сейчас же мы говорим о физической генеалогии.

Проходя дистанцию, длинною в жизнь, а это в человеческой вселенной мгновение мгновения, человек расстаётся с физическим телом, как материальной составляющей жизни. И с электромагнитным полем, как физической величиной, к которой применимы методы измерения. Очень возможно, что это и есть ДУША человека. В ассоциациях человека ДУША располагается в груди. Не случайно мы подносим руку к груди, когда хотим показать душевность состояния. Это искреннее движение. Или, сталкиваясь с предательством и подлостью, говорим «ударил ножом в спину» или «ударил в грудь по самую рукоятку», тем самым невольно говоря, что убили ДУШУ, а не тело. Современные методы исследования показали, что исчезновение электромагнитного поля человека, следующее за его смертью, делает физическое тело умершего в среднем на 20 грамм легче. Вполне логично предположить, что чем сильнее его электромагнитное поле, тем ярче его душа. В данном случае не важно, несёт она благость или злодейство. Мы знаем также, что материальное тело, утратившее своё электромагнитное поле, со временем превращается в прах. Не в ничто, а в нечто, что принято у людей называть прахом. То есть землёй. В моём стихотворении, посвящённом молодым бойцам, новобранцам Великой Отечественной войны, павшим в своём первом бою, есть строки, которые родились совсем не случайно:

          Который год лежу я здесь, на рубеже…
          И тишина у нас, и пули не свистят,
          Не жмусь к земле – я сам земля уже,
          А как я дрался – гильзы подтвердят!

А что же в это время происходит с электромагнитным полем человека? Если это энергия, то куда она исчезает? И исчезает ли? Во что преобразуется? И преобразуется ли? Куда исчезает энергия грозового разряда? Куда исчезает энергия тектонических процессов? В Землю! Куда исчезает энергия звёзд? Никуда не исчезает – она питает Вселенную и всё, что в ней находится. Даже Время, как материальную единицу Вселенной. Так и электромагнитное поле человека переходит, поглощается, сливается, соединяется – кому какое слово по душе, в электромагнитное поле Земли, как в живой организм. Попробуем проиллюстрировать это явление личными наблюдениями. Очень многим людям в многочисленных снах и наяву являются ушедшие из жизни родственники, малознакомые и даже незнакомые люди. Так, например, во время подготовки к телефонному разговору по служебным делам, я неожиданно «уснув», оказался на небольшом парусном корабле в момент взятия его на абордаж пиратами. Паника, крики двух женщин, вопли раненых, глухой звук падения на палубу тел убитых, запах горячих палубных досок, перекошенное злобой лицо напавшего на меня рыжего, вонючего человека и острую боль от удара саблей по горлу – всё это до сих пор вспоминается мне в мельчайших подробностях. «Проснувшись», я одной рукой сжимал трубку, другой держался за горло. Нет никаких сомнений в том, что моё электромагнитное поле пересеклось с электромагнитным полем давно погибшего человека. И это можно объяснить только с точки зрения законов физики. Не редки наблюдения, когда без видимой причины открываются или закрываются двери, передвигаются небольшие предметы и т. п. В современном обществе эти явления получили название полтергейста. Но это физическое явление. Никакой мистики. Когда умер отец, мы с мамой, находясь в соседней комнате, стали свидетелями необычного явления, когда дважды открывалась закрытая вполне осознанно на защёлку дверь. Мы больше не стали её закрывать, полагая, что отец хочет быть с нами. Те, кто верит в мистическое, воспринимают эти явления, как знаковые. Пытаются толковать сны и даже издаются книги – «сонники». Однако если отбросить эмоции и всмотреться пристальнее, а главное, вдумчиво, то мы увидим, что человечество имеет дело с физикой электромагнитных полей. Тогда вполне резонно будет предположить, что всё накопленное человечеством за весь период его существования, и доброе и злое, все электромагнитные поля ушедших из жизни людей, перешли в нашу общую жизнь. Ярким подтверждением этого перехода и взаимодействия, служит такой пример: Представляя на международной выставке каллиграфии, проходившей в Москве в 2008 г. свои работы, Кожевина Валентина Дмитриевна – дирижер по профессии, так написала о себе: «Я начала писать в жанре арабской каллиграфии спонтанно, ничему предварительно не обучаясь, без знания арабского языка. В это трудно поверить, но голос свыше заставил меня взять в руки кисть и начать писать – неожиданно для меня справа налево, и лишь в процессе работы я испытала восторг от соприкосновения с этой неизведанной красотой». Как художник-каллиграф могу только подтвердить, что без специальной теоретической и долгой практической подготовки писать кистью арабские тексты невозможно. Шедевры арабской каллиграфии, которые создаёт Валентина Дмитриевна, поражают зрителя тонкостью и изысканностью исполнения, гармоничностью линий и цвета. Этот пример показывает нам и информационную составляющую электромагнитных полей, с которыми многим людям приходится пересекаться. В другом случае – уже из мировой практики, человечество имеет ярчайший пример перевода смыслов Корана русской женщиной – Иман Валерией Прохоровой, ставшей супругой мусульманина и принявшей Ислам. Её переводы смыслов Корана экспертным Советом Мира признаны лучшими в мире. И в этом нет ничего сверхъестественного, если понимать физические законы генеалогии. Об этом же писали почти век назад Н.Ф. Фёдоров и П.А. Флоренский. О человековедении. Понимание этих законов не вызовет удивления и в работе экстрасенсов – людей, способных читать электромагнитные поля, оставшиеся после ушедших из жизни людей – умерших или погибших зачастую при загадочных для нас обстоятельствах. Электромагнитные поля могут быть и созидающими, то есть полезными для человеческого сообщества, могут быть и разрушительными. По моему глубокому убеждению, генеалогия как раз и рассматривает историю родов с точки зрения взаимодействия и наследования «благости» и «злодейства», говоря словами У. Шекспира («Король, смотря на своё отражение в зеркале: – Что делала бы благость без злодейства? Я пал, чтоб встать! Какими же словами тут молиться?» У.Шекспир «Гамлет». Перевод Б. Пастернака). Ведь, человек – ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, наполнен и тем и другим. Поэтому и родословные исследования состоят из двух частей – открытой, как пример гордости, «благости», и секретной, закрытой, как пример «злодейства». И только от семьи, и от самого человека зависит, как он распорядится своей жизнью, и чем наполнит свою душу. Каким сформирует поле, в котором будет пребывать. Как не вспомнить определение генеалогии, приводимое в философской энциклопедии: «Направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально-психологических факторов и всего мира повседневности». Вот тут мы и подходим к рассмотрению главного вопроса, заключённого в генеалогии – значимость жизни.


ТЕЗИС 10 «ЭКОЛОГИЯ РОДОСЛОВИЯ»

Быть или не Быть? Как Быть? И каким Быть? Но разве ребёнок умеет выбирать? Разве он так мудр, что может отличить благость от злодейства? Спросить ребёнка или даже юношу, какую он выбирает Судьбу, то есть Жизнь, не подготовив к этому вопросу, всё равно, что промолчать. И тут нужен Учитель. Генеалогия и есть тот учитель, который подскажет и покажет, как жить и каким жить. Кто и как воспитывает ребёнка с момента его зачатия или рождения – не о том речь. Не о быте. Это тема другого разговора. Но прелюдией к этому разговору служит мысль о том, что все дети замечательны! Малыши и малышки. Разными взрослыми их созидают разные взрослые. Души малышей и малышек формируются или деформируются душами взрослых учителей, которые стоят у них за спиной уже с момента зачатия. В будущем ребёнке начинает формироваться Душа (невозможно написать это слово с маленькой буквы) и закладывается основы для духовности. Находясь в утробе матери, ребёнок всё чувствует. Чувствует! Потому, что видит глазами матери и слышит её ушами. Он слышит голос родных и чужих людей и научается различать настроения родных прежде, чем родные начинают это понимать. Рождается Человеческая Вселенная. Если мыслить этими высокими категориями, то прерывание беременности есть убийство. Но нравственная ответственность за это зло-деяние, зло-действие, должна лежать не только на матери, а и на мужчине – отце ребёнка, допустившего это деяние. И на государстве в лице правительства, которое не озабочено поддержанием института семьи. Но в любом случае, это ПРАВО принять решение и нести моральную ответственность за него, остаётся за матерью. Никто не в праве ей приказывать, как жить. Это и есть экология родословия, как часть экологии культуры – термин, впервые введённый в общечеловеческую культуру Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Он очень точно определил то, к чему должна стремиться Человеческая Вселенная – наша Большая Семья. К тому же призывали Андрей Дмитриевич Сахаров и Павел Александрович Флоренский, и многие лучшие представители отечественной интеллигенции.

Можно ли преподать ребёнку урок под названием «Выбор Судьбы»? Конечно, можно и обязательно нужно!

«И это будет твоя судьба!»
(Семейная притча. Приводится в авторской редакции)

Однажды старый Учитель озаботился, как доходчиво объяснить своему воспитаннику, что такое Судьба. Он долго размышлял над этим, сидя на высокой горе, куда каждое утро с трудом поднимался по одной и той же тропе. И вот однажды он решил привести с собой своего питомца. Рано-рано утром, когда солнце только начинало освещать верхушки гор, а по ущельям стелился молоком туман, они поднялись на гору и уселись на камнях. Учитель стал рассказывать мальчику о Судьбе, которая сопутствует каждому человеку, как его выбор. Но мальчик скоро заскучал, потому, что его взгляд ловил и отражал как в зеркале небо и землю, и всё, что было в небе и на земле. Много картинок и много звуков. Звуки ведь тоже умеют отражаться в глазах. И над всем этим звучал голос Учителя, которого он очень любил, но которого сейчас не понимал. О чём он говорит? Кто такая Судьба и где она живёт? И почему она не с ними, если вокруг столько красивого и доброго? Это было самое скучное начало урока из всех его уроков. Когда он прочёл это в глазах ребёнка, к нему пришло озарение. Встав с камня, Учитель огляделся вокруг и спросил мальчика, сколько дорог он видит вокруг себя? Подумав, что урок закончен, мальчик оживился и стал с увлечением считать дороги и тропы, ведущие с горы к родному селению. Когда все дороги были сосчитаны, Учитель спросил мальчика, по какой дороге он хотел бы возвращаться к отчему дому? Недолго думая, ученик показал на ту, по которой они утром поднимались на гору. Посмотрев на дорогу, Учитель обратил его внимание на опасности, подстерегавшие их на этом пути, и закончил такими словами: «Но если ты выберешь эту дорогу, то это и будет твоя судьба!». Расстроенный ученик выбрал другую дорогу, которая тоже вела к отчему дому, но была длиннее первой. Но и тут Учитель обратил его внимание на опасности, подстерегавшие путников на этом пути, закончив теми же словами: «Но если ты выберешь эту дорогу, то это и будет твоя судьба!». Так они «прошли» двадцать дорог и ни по одной из них мальчик не захотел возвращаться домой. Вконец расстроенный, он заплакал от горя, и сказал, что никуда не пойдёт, а останется здесь, на горе, вместе с учителем, навсегда! «И это будет твоя судьба!» – воскликнул Учитель с последней надеждой в голосе. И вдруг, лицо ребёнка озарилось, и в его глазах, наполненных слезами, как в озёрах, снова отразились и небо, и земля, и всё то, что было на небе, и на земле.

– Я понял! Я понял! Я понял, учитель! Все дороги – мои! Выбирай любую! – радостно кричал он, и даже стал приплясывать вокруг камня, на котором только что сидел. Старый Учитель не смог сдержать слёз. Обратно в село, они спускались другой дорогой, ведь одна из них была уже пройдена. Два мудрых человека – Учитель и Ученик. Теперь они оба знали, что такое выбор пути. Они выбрали новый путь, и новую жизнь на этом пути.

И это была их судьба!

* * *

Приводя здесь эту притчу, вспоминается одна печальная история, рассказанная мне офицером военно-морской кафедры, где я трудился долгое время, совмещая учёбу с работой. Командир тральщика, прошедший всю войну, в ходе которой он тысячи раз рисковал жизнью, через год после её окончания погиб от упавшей на него с козырька дома сосульки. Нелепая смерть, скажем мы, добавив, что такова его судьба. И будем правы. Задержись он всего на секунду, или пройди это место всего секундой раньше, и трагедии не произошло бы. Но она произошла, потому, что таков был ЕГО ВЫБОР СУДЬБЫ. А ведь можно было идти не под козырьком крыши, выбрав безопасную дорогу.

Выбор судьбы – это выбор пути. Этому учит генеалогия – динамичная, прикладная наука, изучающая историю Человечества и Человеческой Вселенной.

Беспечное, пренебрежительное отношение к истории жизни поколений, оправдываемое занятостью бытовыми вопросами, или как мы их называем, «житейскими», оборачивается иногда непоправимыми трагедиями. Когда тяжелее всего переживается не сам уход человека из жизни, что случится с каждым из нас без исключений, а осознание того, что мы порой ничего не знаем об умершем или погибшем родственнике. Так случилось с молодым человеком, потерявшим отца в расцвете сил. Физические страдания усиливались страданиями нравственными. Осознанием того, что уже ничего не исправишь, и не вернёшь. Разговор о родственниках, о любви и дружбе, о добре и зле всё время откладывался на «потом». На «завтра». В генеалогии не бывает «завтра». Всё, что можно сделать для «завтра», нужно делать сегодня, сейчас и немедленно. Эта наука не прощает остановок и к ней нельзя поворачиваться спиной – можно потерять ВРЕМЯ. А ВРЕМЯ – это материал, из которого сделана жизнь – так гласит восточная мудрость.

Говоря об экологии родословия, необходимо чётко представлять главные составляющие этой нравственной темы, к которым относятся:

  • Непредвзятое отношение к истории и личностям в истории.

  • Честное отношение к документам и иным материалам, составляющим доказательную базу семейного архива.

  • Бережное отношение к ценностям, унаследованным от предков.

  • Сохранение лучших традиций семьи, а также памятных семейных дат.

  • Воспитание уважительного и заботливого отношения к старшему поколению.

  • Забота о воспитании детей и исполнении родительского долга перед детьми. Создание в семье атмосферы духовной чистоты, морали и нравственности.

  • Воспитание трудолюбия и личной ответственности за труд.

  • Воспитание в семье способности сопереживания горю и радости.

  • Воспитание в семье чувства интернационализма и интереса к иным человеческим культурам.

  • Знание истории своей семьи, своего края и своей страны.

  • Воспитание самоотверженного служения своему Отечеству.

  • Воспитание в семье уважительного и бережного отношения к национальной культуре, родному языку, родной письменности.

  • Воспитание бережного отношения к своему физическому и душевному здоровью, равно как и бережное отношение к здоровью других людей.

  • Воспитание уважительного и бережного отношение к животному и растительному миру, к Природе, во всём её многообразии.

Многолетний опыт участия в научно-практических конференциях школьников «Отечество» и Всероссийских генеалогических выставках, показал настоятельную необходимость создания в рамках секции «Родословие» самостоятельных исследовательских направлений – секций «История отчего дома», «История образования фамилии», «Самая старинная семейная фотография», «Семейная реликвия» и «Наш семейный архив». Эти невероятные по своему объёму темы, остаются не поднятыми пластами отечественной истории российских семей. Предоставив юношеству возможность заниматься исследовательской деятельностью в этих направлениях, отечественная наука получит материалы для изучения, а школьники – предмет гордости за свою семью, который является закладным камнем в фундаменте института семьи.

Исходя из тезисов, здесь представленных, каждый из которых требует отдельного рассмотрения и обсуждения, можно с уверенностью утверждать, что генеалогия перестала быть вспомогательной исторической дисциплиной, а сформировалась, как фундаментальная прикладная наука, изучающая историю человечества и Человечность через изучение истории семьи во всём её многообразии – биологической, генетической, социальной, религиозной, политической, географической, краеведческой, экономической, этнографической, геральдической, психологической, нравственной, патриотической, культурной (в самом широком смысле), и многих других, каждое из которых имеет свою историю развития. Не случайно, объём знаний, которым овладевают генеалоги и родоведы в процессе родословных исследований, удивляют многих собеседников своей энциклопедичностью.

Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и не передача её следующему поколению. По словам Павла Александровича Флоренского «Только при родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества». От нас зависит, закончится ли наш род.




<<< Назад      |      Обсудить на Форуме >>>

 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо